Водородные планы ЕС простимулируют газовые проекты РФ в Арктике
Энергетические планы ЕС могут быть сопряжены с российскими газовыми проектами в Арктике, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.
Европейцы заинтересовались Арктикой
Спецпредставитель ЕС по вопросам Арктики Майкл Манн заявил, что европейские власти заинтересованы в освоении минерально-сырьевых ресурсов в арктической зоне, но решение по их добыче находится в компетенции государств-членов.
По словам Манна, определенные минерально-сырьевые ресурсы – под ними понимается природный газ как в виде трубопроводного сырья, так и СПГ, продолжит играть важную роль в достижении климатически-нейтральной экономики в ЕС к 2050 году.
ЕС заинтересован в получении безопасных и устойчивых поставок минерально-сырьевых ресурсов для обеспечения перехода к «зеленой» экономике и цифровизации. Брюссель хочет перейти к экономике замкнутого цикла, основанной на возобновляемых ресурсах и переработке вторсырья, на надежных поставках ресурсов из третьих стран и повышении устойчивости европейских производителей.
В первую очередь европейской экономике необходим газ: энергопереход не сработает без данного сырья, а его добыча в ЕС падает из-за закрытия месторождения «Гронинген» в Нидерландах и отсутствия других крупных источников.
В результате в ЕС обратили внимание на Арктику, но страны объединения не обладают прямым выходом в данный регион. Норвегия не входит в ЕС, Швеция и Финляндия изолированы от Арктики, а датская Гренландия относится к Северной Америке.
Инфраструктурой и прямым выходом к арктическому шельфу обладает только Россия, поэтому такие планы ЕС чувствительны для Москвы, ведь на Западе постоянно раздаются предложения о том, чтобы навязать нашей стране борьбу за Арктику.
Производство водорода может сблизить РФ и ЕС
«Евросоюз ищет пути к кардинальной декарбонизации континентальной энергетики. Помимо энергосбережения и возобновляемых источников энергии (ВИЭ) это развитие водородной энергетики, но «зеленый» водород, получаемый гидролизом с применением «зеленой» электроэнергии с ветряков и солнечных батарей остается слишком дорогим», - констатирует Перов.
Такое сырье выходит за пределы всякой рентабельности, пусть в ФРГ поставили задачу к 2025 году отказаться от классических двигателей внутреннего сгорания и перейти на силовые установки, работающие на синтетическом сырье.
Использование ВИЭ в промышленности также слишком дорого и ненадежно: ветряки и солнечные батареи не способны обеспечить постоянные объемы электрогенерации, а использование их домохозяйствами не потянет большинство европейских государств.
Сегодня ВИЭ наиболее развиты в Германии и Дании, где максимально высокая стоимость электроэнергии в ЕС.
«Более реальным является вариант с производством водорода из метана, с последующим улавливанием и захоронением углерода, образующегося при переработке газа в водород. Этому могут поспособствовать месторождения газа в Арктике, которые имеются у Норвегии на шельфе страны и России, обладающей еще более сильными позициями», - заключает Перов.
РФ и «Газпром» предложили ЕС организовать производство водорода для нужд европейской экономики путем переработки российского метана, когда углекислый газ, формирующийся при производстве сырья, будет оставаться в нашей стране.
«Данная схема гораздо дешевле модели «зеленого водорода», причем официально признано, что это низкоуглеродное сырье. Вполне возможно, что данный путь развития водородной энергетики станет магистральным для ЕС. Что касается России, то она может стать партнером Евросоюза в производстве и продвижении энергоресурса данного типа», - резюмирует Перов.
Есть аналогичное предложение ЕС от Норвегии, но предложение «Газпрома» выглядит намного выгодней.
«Для этого можно использовать газопроводы «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2». Если европейцам не нравится российский метан, то почему бы вместо из него не производить низкоуглеродное сырье?», - констатирует Перов.
Газовые проекты РФ в Арктике ограничены «Новатэком»
Энергопереход прописан в магистральных документах ЕС, так что эти проекты в любом случае продолжат осуществляться.
Что касается российских планов по Арктике, то у нас существуют СПГ-проекты компании «Новатэк» и планы по развитию Северного морского пути. Уход дальше в шельф технологически возможен, но нерентабелен в эпоху волатильности и невысоких цен на газ.
Новые газовые арктические проекты перспективны, но в отдаленной временной перспективе.
«Перспективы газа как промежуточного звена между безуглеродной и углеродной энергетиками также неплохи. В ЕС существует большой интерес к российским арктическим проектам по добыче газа, но пока кроме начинаний «Новатэка» там ничего нет. И в ближайшее время не появится, пусть и будет расширен «Ямал СПГ» и открыт «Арктик СПГ-2», - заключает Перов.
ЕС заинтересован в расширении поставок российского СПГ, но пока российское арктическое производство не может кардинально изменить расклад сил. Для этого необходимы более масштабные проекты и соответствующие инвестиции.