В России может возникнуть дефицит самой дешевой рыбы
Из продажи может исчезнуть самая дешевая рыба, сардина иваси. Об это предупреждают крупные рыбодобытчики: им невыгодно промышлять эту рыбу по новым правилам из-за низкой рентабельности. Представители отрасли обратились с письмом в правительство, где указали, что новое требование о таможенном декларировании так называемых незаходных судов обернется сбоем промысла. Суть этого требования в том, что суда, построенные за границей, могут лишиться права на лов рыбы по российским квотам, если не пройдут таможенное декларирование. А таких в России немало. Например, супертраулеры «Сергей Бочкарев», «Петр I», «Ерофей», которые были построены в Испании, модернизированы в России и ведут добычу в исключительной экономической зоне нашего государства. Они считаются самыми производительными в мире: в год каждое из них способно добыть свыше 80 тысяч тонн рыбы и другой морской живности. Порядка 40 тысяч приходится на скумбрию и сардину иваси, самую дешевую рыбу в России: за килограмм в порту Владивостока за нее дают не больше 45 рублей. Тогда как минтай стоит 68 рублей, тихоокеанская сельдь — 65. Само собой, выручка за эту рыбку небольшая. А пройти таможенное декларирование хотя бы этим трем супертраулерам будет стоить 3 миллиарда рублей, тогда как совокупная прибыль компаний «Тралфлот» и «Софко», которым они принадлежат, за прошлый год оказалась в 2 раза меньше, то есть 1,5 миллиарда рублей. Уж не говоря о том, что покупка и модернизация подобного судна обходится в 50 миллионов долларов. А если провести их растоможку, то придется заплатить еще 25 процентов: 5-процентную таможенную пошлину от стоимости судна и 20 процентов НДС. Представив в правительство такое обоснование, рыбодобытчики просят отложить требование о таможенном декларировании до 1 января 2024 года. Ранее с такой же просьбой к Михаилу Мишустину обращалась Всероссийская ассоциация рыбопромышленников. По ее оценке, единовременные затраты промысловиков на декларирование судов достигнут 25 миллиардов рублей, а дополнительные (переход в российские порты и потери от недолова) - еще четырех миллиардов.