Ямальская ставка центрует власть: почему губернатор Артюхов выбрал «ордынский принцип»
Муниципальная реформа На Ямале проходит муниципальная реформа. Администрации небольших сельских поселений упраздняют. Процесс уже запущен в Пуровском, Надымском, Тазовском, Приуральском, Ямальском и Красноселькупском районах. В рамках этой же реформы приросли города Лабытнанги и Губкинский, в ведении первого будет поселок Харп, второму перешло хозяйство Пурпе-1. Предвестников реформы нет только в Шурышкарском районе, где пока что происходят иные процессы – район ждет назначения нового главы. «Поскольку этот процесс начался, то он затронет все районы и будет доведен до логического конца на всей территории округа – это вопрос времени», – убежден уральский политолог Александр Безделов. По его словам, укрупнение – дело не быстрое. И причин отсрочки может быть целый комплекс, начиная с качества подготовки юридической базы, заканчивая вопросами межевания земель. На сроки влияет и политическое состояние района, а длительность процесса, в целом, обычно не превышает двух лет. По прогнозам политолога, муниципальная реформа на Ямале достигнет логического конца только к следующему году. Ордынский принцип Артюхова Остается открытым вопрос в том, что укрупнение ямальских сел – это некая генеральная репетиция сценариев, которые будут тиражироваться на другие регионы? Или все-таки собственная стратегия губернатора Дмитрия Артюхова по оптимизации расходов округа? Часть экспертов уверена, что удивляться здесь действительно нечему, и это нормальная практика. Более того – процесс укрупнения для России в стиле ордынского государства весьма естественный, считает политолог Андрей Лавров. «Сложно объяснить, почему сейчас этим занялся именно Ямал. Но допускаю, что это решение самого губернатора», – предполагает руководитель Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков. По мнению управляющего партнера коммуникационного агентства «Главный советник» Бориса Молодова, благосклонность Кремля по итогам эффективной работы в сложный коронавирусный период добавила Артюхову уверенности для «затевания новых самостоятельных проектов». «Маленькими территориями мало кто занимается, обычно их никто не трогает, про них не знают. В сложный постпандемийный период введение новых форматов работы, и возможно, новых людей – своевременная и очень нужная мера», – подчеркивает собеседник «ФедералПресс». Реформа призвана упразднить поселковые администрации, сельские думы и создать одноуровневую систему местного самоуправления. В новой модели останется один глава на весь муниципальный округ с территориальными отделами администрации на местах. «Усиление эффективности управления на Ямале – один из приоритетов, заявленных губернатором Дмитрием Артюховым. Очевидная цель объединения сельских поселений в муниципальные округа – заменить символические структуры мощным административным и коммуникативным интерфейсом, понятным и востребованным жителями», – говорит директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. Плюс ко всему – одним чиновником управлять куда проще, чем десятью, добавляет Андрей Лавров. Но любой процесс оптимизации, особенно власти, несет некоторые негативные последствия. «Во-первых, люди лишаются власти, полномочий, бюджетов. А во-вторых, часть граждан в небольших, присоединяемых муниципалитетах могут испытывать дискомфорт: их лишают мнения в вопросах управления собственной территорией. Но на мой взгляд, значение большинства таких вопросов преувеличено», – отмечает Александр Безделов. Вопрос экономии Впрочем, другая существенная причина реформ на Ямале продиктована экономической повесткой, заверяют эксперты. Бюджет арктического региона на 2021 год принят с дефицитом в 33 млрд рублей с учетом прогнозируемого консолидированного дохода в 213 млрд. Годом ранее Ямал защитил бездефицитный бюджет, его объем определялся в пределах 265 млрд рублей. Основная причина столь незначительных доходов – снижение налога на прибыль организаций из-за падения спроса и цен на нефтяном рынке. И, конечно, серьезной нагрузкой на казну стала пандемия коронавируса. «Денег стало меньше, и совершенно понятно, что высшая элита ограничивает доступ к бюджету чиновникам мелкого порядка – кормить лишние рты не рационально», – заявляет политолог Андрей Лавров. Поэтому данная реформа – не что иное, как чистой воды обычная экономия бюджета. «Объединение снизит расходы казны на финансово-экономическое сопровождение юрлица, которым являются главы поселений, на 10-15 %. Представьте, каждому главе нужна машина, персональный водитель, бухучет, отчетность и тому подобное. В ковидное время есть куда потратить деньги. Наверное, эти средства разумней перенаправить на здравоохранение и образование», – добавляет Андрей Русаков. Но ямальская глубинка не останется без средств к существованию. Реформа откроет мелким поселениям доступ к более серьезным бюджетам на решение собственных проблем. «Возьмем тему дорог или водоснабжения. Для многих территорий Ямала с его расстояниями и географическим положением эти вопросы приобретают действительно серьезное значение из-за затратности по сравнению с регионами Центральной России», – говорит Александр Безделов. В любом случае при всех выгодах реформы сейчас время выбрано не совсем удачное – в год больших выборов. «Не исключаю, что очередь дойдет и до Югры. Возможно, они не хотят это делать перед выборами. Подобного рода преобразования обычно делаются после, потому, как на главах лежит электоральная ситуация. Видимо, губернатор Ямала уверен в том, что явка и итоги выборов будут достойными и среди муниципальных элит не будет раскола», – заключает Андрей Русаков.