Войти в почту

Прощай, колл-центр на зоне?

Всем известна легенда о существовании мошеннических колл-центров на зоне. Нелегальные звонки из колоний доставляют немало хлопот сотрудникам ФСИН. Способы передачи средств связи разнообразны, а доброжелатели, пытающиеся помочь заключенным так изобретательны, что по их похождениям можно снимать сериалы - некоторые "герои" предпринимают не одну и не две попытки, чтобы добиться цели. Оперативникам нужно не только вычислить абонента, заполучившего телефон с воли, но и заблокировать его номер.

Прощай, колл-центр на зоне?
© Уралинформбюро

Принятый недавно закон о блокировке номеров призван облегчить им задачу. Согласно документу, операторы связи будут обязаны оказывать содействие руководству колоний и СИЗО и прекращать обслуживание абонентов-зэков. О предстоящих изменениях корреспондент "Уралинформбюро" поговорила с пресс-секретарем ГУ ФСИН по Свердловской области Александром Левченко.

- Определен ли порядок сотрудничества с операторами?

- Механизм взаимодействия будет определять ФСИН России. Я хочу отметить, что наш регион уже имеет опыт подобной работы с операторами. Блокировать номер или нет - это было на усмотрение сотовых компаний. Обычно на наши запросы приходили утвердительные ответы, сотрудничество шло успешно. Однако я знаю, что в некоторых регионах с этим возникали проблемы, не все операторы шли на контакт и отключали номера. Сотовые компании и их подразделения в регионах - самодостаточные, везде работают по-разному. С принятием закона этот разнобой уйдет, запросы учреждений ФСИН должны безусловно выполняться.

Фото: пресс-служба ГУ ФСИН по Свердловской области

- Насколько реально не дать заключенному общаться по сотовому телефону?

- Я скажу так, в нашей системе есть сотрудники, которые умеют выявлять абонентов, после чего информация по конкретным номерам передается для блокировки. На текущий момент в некоторых учреждениях уже установлены "глушилки". Все без исключения колонии невозможно было обеспечить соответствующим оборудованием. Оно дорогостоящее. К тому же некоторые ИК, как в Ивделе и Тавде, очень большие по размерам, там установка такого оборудования затруднительна.

- Есть какая-то статистика по борьбе с "телефонизацией" заключенных?

- В прошлом году было изъято 1 600 телефонов при доставке и внутри учреждения. Способы передачи средств связи становятся все изощреннее. Их прячут в машинах с продуктами, в грузовиках с древесиной. Однажды в тавдинской ИК была обнаружена крупная партия телефонов внутри кислородных баллонов. Сложнее всего выявлять мобильники, которые попали на территорию учреждения при переброске. Например, с квадрокоптерами, арбалетами. Например, в той же Тавде один человек несколько раз за год перекидывал из арбалета телефоны.

Не секрет, что сотрудники ИК тоже были замечены в незаконной передаче. В 2020 году было возбуждено 20 уголовных дел в отношении работников колоний.

- Что изменится с принятием закона о блокировке номеров заключенных?

- Этот закон облегчит работу нашим оперативным сотрудникам. Но мы продолжим работу по выявлению сотовых телефонов. Для нас задача - чтобы не было ни мобильника, ни сим-карты. Последнюю еще проще доставить в учреждение. Например, заблокируют одну симку, ее же могут поменять. Подчеркну, что сейчас мы имеем высокий уровень взаимодействия с силовыми структурами. Думаю, что в комплексе с новыми возможностями, будут достойные результаты по предотвращению преступлений. На мой взгляд, работа в данном направлении выйдет на новый уровень, что очень важно для системы ФСИН.

- Каков регламент телефонного общения заключенных с родственниками?

- Всего в наших СИЗО и колониях установлены сотни таксофонов. В некоторых учреждениях есть по 20 штук. Разрешенное время одного разговора - 15 минут. Это платная услуга, осужденный приобретает карточку. В некоторых колониях появилась возможность видеоразговора. Женщины общаются в десятки раз больше, чем мужчины.

Беседовала Надежда ГААГ