Чьи амбиции круче: отставной офицер, дорожник и тайный миллионер – депутат Виталий Крупин
BMW и свайные машины Согласно декларации, поданной перед выборами, в 2015 году Виталий Крупин заработал всего 133,5 тысяч рублей. Впрочем, областной избирком нашел у кандидата скрытые доходы еще почти на 2,8 миллиона. На тот момент Крупину принадлежали три земельных участка (один из них в совместной собственности), дом и квартира. Ездил кандидат на BMW X6, также находившемся в совместной собственности. У него был и более экзотический транспорт: грузовик и две машины для забивания свай. В материалах нескольких судебных разбирательств Крупин назывался собственником помещений в екатеринбургском торговом центре «Сибирский тракт», но в декларации они не упомянуты. Сейчас Крупин работает в компании «Стройконтроль», принадлежащей Эдуарду Дубровину (вероятно, сыну экс-директора Косулинского абразивного завода Валерия Дубровина). На официальном сайте Крупина указано, что он женат, у него есть трое детей и внучка. Возможно, его родственником является Владислав Крупин, который значится представителем «Стройконтроля» в объявлениях фирмы. «Очень целенаправленный человек» Виталий Крупин родился в Одессе в семье шофера и строительницы. Он окончил местное артиллерийское училище, параллельно получая офицерские звания, а после распада СССР учился в петербургской артиллерийской академии. Уже в 1994 году уволился из армии, дослужившись до командующего дивизионом. Отставной майор переехал на Урал, где возглавил коммерческий отдел Косулинского абразивного завода, войдя в команду нового директора Анатолия Куликова. В начале нулевых на предприятии стало беспокойно: шли войны акционеров и бесконечные суды. Одно время Куликов даже делил кабинет с директором, назначенным другими претендентами на завод. После окончательной отставки шефа предприятие покинул и Крупин, занявшись частным бизнесом. Вместе с компаньоном Вячеславом Кулагиным он создал несколько фирм. Так, «Конверспромторг» упоминается в интернете как официальный дилер УВЗ, МЗиКа и других крупных предприятий. А «Металлоконструкция – Урал» занималась поставками с ульяновского завода «Металлоконструкция». «Крупин и Кулагин ездили по всей стране, реализовывали барьерные ограждения. Были свои монтажные бригады: приехали на Алтай или в другой регион, где не было монтажников, и эту барьерку вколотили», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» бывший сотрудник компании. Крупин не скупился на пиар: он финансировал журнал «Дороги и люди», который затем перешел к его ульяновским партнерам. Как рассказал корреспонденту «ФедералПресс» экс-главред Виктор Арапочкин, за пять лет бизнесмен стал известен в отрасли по всей России, а журнал «лежал на столе у каждого руководителя». «Очень целенаправленный человек. Если он поставил задачу, цель перед коллективом, то непременно ее добивался», – охарактеризовал он бывшего шефа. Среди клиентов Крупина был «король госзаказа» свердловских нулевых Владимир Огибенин, следует из судебных документов. «У них были серьезные разборки, потому что Огибенин взял огромную партию барьерки и не рассчитался», – подтверждает инсайдер. Вероятно, речь идет о многомиллионном долге за поставку в 2007 году, который «Конверспромторг» безуспешно пытался взыскать на протяжении десяти лет. Примечательно, что Крупин судился с Огибениным и в качестве физического лица: он лично одолжил «другу Эдуарда Росселя» 2 млн рублей, но тот их не вернул вплоть до собственного банкротства. В середине «десятых» фирмы Крупина «засветились» в скандале с уходом «Металлоконструкции» от налогов почти на 15 млн рублей. Как говорится в документах ульяновского арбитража, компании покупали продукцию через фирму-прокладку, чтобы минимизировать налоги поставщика, а их сотрудники участвовали в выводе средств. Через счета только самого Крупина и его супруги тогда прошло почти десять миллионов. «Денежные средства по указанным операциям были выведены из легального хозяйственного оборота и обналичены через проблемные организации и работников ООО «Металлоконструкция-Урал», ООО «Конверспромторг» и АО «КТЦ «Металлоконструкция», – сказано в решении суда. Дорога в политику В 2015 году Крупин начал политическую карьеру: его включили в рабочие группы свердловского отделения «Единой России» по партпроектам «Единая страна – доступная среда» и «Безопасные дороги». Вскоре он стал руководителем второго из них, назначив замом Кулагина. Кроме того, Крупин вошел в политсовет Кировского отделения партии и был назначен помощником куратора проекта, депутата заксобрания Альберта Абзалова. Он наладил отношения и с депутатом-спортсменом Сергеем Чепиковым, с которым регулярно появлялся на публике. В том же году Крупин принял участие в праймериз перед выборами в заксобрание по Кировскому округу, но получил лишь третье место в территориальной группе. После выборов продолжил активную деятельность в рамках «Безопасных дорог»: Крупин постоянно посещал различные города и в итоге обзавелся контактами с муниципальными политиками. Из бизнеса он вышел, сосредоточившись на работе в «Стройконтроле» и партийном активизме. В 2018 году господин Крупин баллотировался в думу Екатеринбурга. Родному, но непредсказуемому Кировскому району единоросс предпочел лояльный Ленинский, возглавив тергруппу по округу № 9 (Центр). Тем не менее, результат партии не позволил ему получить мандат. «Приличный уровень узнаваемости» Крупин остается одним из двух наиболее активных руководителей проектов «Единой России»: сайт свердловского отделения партии регулярно рассказывает о его работе. Но не все общественники ею довольны. «Я приходил к ним, рассказывал о дорожных знаках, которые установлены в городе незаконно. Но знаки как висели, так и висят. Крупин ничего существенного не сделал», – сообщил корреспонденту «ФедералПресс» автоэксперт Валерий Кузнецов. А координатор проекта «Дорожный ревизор» Алексей Беззуб признался, что вообще никогда не слышал о Крупине. Учитывая традиционно низкий результат партии в Екатеринбурге, не исключено, что на следующих выборах Крупин попробует себя за его пределами. В частности, он может возглавить список «Единой России» в Красноуфимске, сменив умершего Терешкова. К тому же одномандатником в этом округе много лет является координатор «Безопасных дорог» Альберт Абзалов. «У Крупина достаточно большой опыт работы в партийных проектах. Он несколько лет руководит «Безопасными дорогами» и хорошо разбирается в этой теме. У него приличный уровень узнаваемости и конкретные дела за спиной. До переизбрания действующего состава осталось совсем немножко, и неясно, сколько это принесет дополнительных дивидендов, но опыта добавит точно», – позитивно оценил выбор единороссов политолог Андрей Мозолин. В то же время он напомнил корреспонденту «ФедералПресс», что реальный потенциал кандидата станет ясен по итогам праймериз: в нынешнего году они пройдут по открытой модели, имитирующей избирательную кампанию. Задать вопросы Виталию Крупину корреспонденту «ФедералПресс» не удалось. Фото: администрация Артемовского; администрация Асбеста; администрация Первоуральска; Первоуральская городская дума