Местное на полках федеральных сетей
Поход в магазин за продуктами сегодня так или иначе превращается в своеобразный конкурс достижений производителей. Заслон на пути импортной продукции в Россию закономерно дал импульс развитию переработки сельхозпродукции во многих регионах страны. А потому выбор есть и у федеральных сетей, которые оценивают своих поставщиков не "на глазок", а путем тщательной проверки.
X5 Retail Group (торговые сети "Пятёрочка" и "Перекрёсток") – крупнейший продовольственный ритейлер в России. В списке ее поставщиков - 5 152 товаропроизводителя. В 2020 году в их число вошли 83 представителя Уральского федерального округа. В основном это производители из Свердловской (42 поставщика), Челябинской (16) и Тюменской областей (10). Среди новичков из УрФО 20 являются индивидуальными предпринимателями, представителями малого и среднего бизнеса.
В каждом регионе присутствия ритейлер стремится обеспечить максимальное количество местной продукции в своих магазинах. Это залог того, что покупатели получают доступ к качественной и свежей продукции, которую везли не "за тридевять земель". Доля "местного" в товарообороте компании в некоторых регионах доходит до 30%, а в целом отечественной продукции – около 90%.
В феврале прошлого года договор поставки с Х5 подписало ООО "Норман" (бренды "Деревня сыроваров", "Норман") из села Коменки (Богдановичский район). Предприятие было основано в 2016 году, в 2020 году - запущена новая производственная площадка с ежесуточной переработкой до 15 тонн сырого молока.
Как рассказал директор предприятия Вячеслав Тихонов, условия сотрудничества и предъявляемые требования к поставщикам у Х5 являются адекватными, необходимыми и осуществимыми. Главное для производителя - строго соблюдать производственный процесс и поддерживать достойное качество продукции. "Мы находимся в постоянном контакте с командой Х5, обсуждаем различные темы по развитию партнерских отношений, прислушиваемся к рекомендациям и благодарны за то, что с нами делятся своим опытом и знаниями", - отмечает он.
Вячеслав Тихонов добавляет, что благодаря партнерству с федеральным ритейлером оборот компании увеличился. На ассортименте сотрудничество тоже сказалось - в 2021 году к выпуску готовятся 4 новинки. Сегодня молоко, сыры, творог "Норман" можно встретить на прилавках Свердловской, Челябинской и Тюменской областей. Планируется выход в Пермский край.
Успешный опыт работы с федеральными сетями, в том числе с "Пятерочкой", есть и у ООО "Новопышминское". Производители из Сухого Лога известны своим экологически чистым молоком и мясом.
Как заявила "Уралинформбюро" директор предприятия Любовь Вяткина, в сотрудничестве с федеральными сетями появляется возможность "раскрутить" свой бренд и сделать продукцию более узнаваемой. Сети обеспечивают существенный объем сбыта продукции.
"Х5 стремится выстраивать долгосрочные и взаимовыгодные отношения с локальными производителями. Партнерство предоставляет местным поставщикам широкий канал сбыта их товаров, а покупателям – разнообразный выбор качественной свежей продукции по разумным ценам. Партнеры Х5 показывают стабильную положительную динамику по бизнес-показателям, а также расширяют географию поставок своей продукции", - отмечает главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман.
Важной частью направления работы с локальными поставщиками является сотрудничество с представителями малого и среднего бизнеса. Так, доля субъектов МСБ среди поставщиков Х5 в 2020 году составила более 70%. Помимо работы по договору поставки Х5 предоставляет небольшим предприятиям выгодные условия субаренды, что дает доступ к стабильному трафику в магазинах. К концу 2020 года у ритейлера было 5 367 партнеров по субаренде, более 1 300 их которых являются представителями МСБ и имеют льготные условия. В прошлом году к программе субаренды в УрФО присоединилось 162 субарендатора.