Сложные облигации размещали на рынке в феврале только СберБанк и ВТБ
В феврале эмитенты заметно увеличили активность на внутреннем долговом рынке, при этом на фоне запрета ЦБ на продажу сложных облигаций для широкого круга инвесторов СберБанк и ВТБ активизировали их реализацию квалифицированным инвесторам, пишет «Коммерсант».
Корпоративные заемщики в феврале заметно увеличили активность на внутреннем рынке публичного долга, свидетельствуют предварительные оценки Cbonds. За месяц компании привлекли почти 290,8 млрд рублей, что многократно больше заимствований в январе (12,2 млрд рублей) и на треть больше, чем в феврале 2020 года. На внешнем рынке компании разместили бонды на 2,4 млрд долларов, что на 20% ниже показателя января и в полтора раза меньше, чем год назад.
Вместе с тем постепенно восстанавливается активность в сегменте инвестиционных облигаций с защитой капитала, доход по которым зависит от изменения стоимости базового актива. В конце года ЦБ выступил с жесткой критикой продажи сложных финансовых продуктов, в том числе и таких бондов, и банки приостановили размещения. По оценке главного аналитика долговых рынков БК «Регион» Александра Ермака, в январе было размещено 13 выпусков инвестоблигаций на 2,3 млрд рублей, в феврале — 11 выпусков на 5,2 млрд рублей. Впрочем, пока эти показатели отстают от результатов прошлого года, когда в январе и феврале объем размещений составлял 13,1 млрд и 16,1 млрд рублей соответственно. «Максимальные объемы были зафиксированы в июне — октябре прошлого года и составляли 20—22 миллиарда рублей», — отмечает Ермак.
Если в прошлом году подобные облигации размещали около десяти банков, то в этом году на рынке осталось только два эмитента.
Две трети размещений пришлось на долю СберБанка, остальные — на ВТБ. Как пояснили в пресс-службе ВТБ, инвестиционные облигации временно продаются только квалифицированным инвесторам. «В феврале 2021 года все размещения инвестиционных облигаций СберБанка осуществлялись с учетом рекомендаций, изложенных в информационном письме Банка России от 15 декабря 2020 года, то есть предложение было адресовано исключительно квалифицированным инвесторам», — подтверждает и. о. директора департамента глобальных рынков СберБанка Владимир Яровой.
Это отразилось на структуре размещений. По одному выпуску редко когда проходило больше 250 сделок, тогда как в прошлом году по отдельным выпускам заключалось 2—3 тыс. сделок.
Средний объем сделок по выпускам ВТБ в этом году составил 0,9—2,7 млн рублей, по облигациям СберБанка — 0,9—8,3 млн. В конце прошлого года при размещении инвестоблигаций средняя сумма сделки составляла 630 тыс. рублей, а по некоторым размещениям не превышала 200 тыс. При этом спектр базовых активов сохранялся широким — российские и зарубежные акции, драгоценные металлы, индексы.
Другие участники рынка не спешат возвращаться на рынок с предложением долговых бумаг, доход по которым зависит от стоимости базового актива, в отсутствие значительного спроса со стороны клиентов. «Мы рассматриваем возможность их возобновить в случае появления достаточного по совокупному объему интереса у квалифицированных инвесторов», — заявили в «Открытии».
К тому же участники рынка надеются, что в процессе принятия нормативной базы, ограничивающей продажу сложных продуктов, произойдет смягчение требований. В частности, ЦБ готов отказаться от ограничения доступа неквалифицированных инвесторов к структурным облигациям в зависимости от дохода по ним, привязанного к ключевой ставке, а также разрешить продажу продуктов после тестирования. Инвестоблигации имеют защиту капитала для розничных инвесторов, пояснили в ВТБ. Поэтому в банке рассчитывают, что «ЦБ совместно с профессиональным сообществом удастся сохранить баланс между регулированием рынка и возможностями для его последующего развития».