Почему миллиардные инвестиции в Арктику не сделают мурманчан богаче
Рабочие места не для местных жителей Количество инвестпроектов, реализуемых в Мурманской области, начало стремительно расти в конце прошлого года, когда в силу вступили налоговые льготы для арктических резидентов. Сейчас резидентами АЗРФ в регионе являются 19 проектов с общим объемом инвестиций почти 53 млрд рублей. Для любого региона один из очевидных плюсов от инвестпроектов - это появление новых рабочих мест. В Мурманской области на этапе строительства новых предприятий обещают создать несколько тысяч мест, но в реальности жителям региона достанется лишь незначительная доля. Как правило, на арктических стройках трудятся вахтовики, а мурманчане оказываются «за бортом», рассказал «ФедералПресс председатель комитета по труду, вопросам миграции и занятости населения Мурманской областной думы Александр Макаревич. В качестве примера он привел проект «Новатэка», который возводит в Белокаменке Кольского района Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений. «Из 15 тыс. работающих на сегодняшний день на стройке «Новатека», <..> около 5% только местное население. Все остальные - те, которые приезжают в регион, работают по вахтовому методу», - рассказал Макаревич. Привлекать местных инвесторам просто не выгодно, так как по закону работодатель должен обеспечить жителю Мурманской области все необходимые надбавки, увеличенный отпуск, раз в 2 года оплатить перелет в отпуск в любую точку России, включая несовершеннолетних членов семьи. Чтобы этого не делать, есть целая схема ухода от найма местного населения, говорит Макаревич. Работодатель на новом проекте определяет зарплату исходя из минимальной оплаты размера труда, в итоге местные просто не идут на такие зарплаты. «Это делается умышленно, для того, чтобы демотивировать местное население претендовать на получение рабочих мест. То есть формально инвестор и новое предприятие выполняет установленные законом требования. Наши местные не идут, и у него появляется право увеличить объем привлекаемой рабочей силы по вахтовому методу», - поясняет Макаревич. Вахтовиков на севере компании берут с радостью: они получают лишь «голую» зарплату, которая прописана в договоре. Экология под угрозой Еще один негативный фактор, связанный с приходом мега-инвесторов, называют мурманские экологи. Директор Баренц-отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Олег Суткайтис в беседе с «ФедералПресс» назвал два проекта, которые вызывают у ученых наибольшие опасения. Это освоение крупнейшего в Европе месторождения металлов платиновой группы «Федорова Тундра» и техническое перевооружение морского порта «Витино» и Беломорской нефтебазы в Кандалакшском районе. Первый проект, с объемом инвестиций в 61 млрд рублей, зона интересов «Ростеха». Ответственным юрлицом здесь выступает компания «Федорово Рисорсес», 25% акций которой принадлежит дочерней компании госкопорации - «РТ-Развитие бизнеса». А основной владелец месторождения - компания «Федорово Минералз», принадлежащая Олегу Селезневу. Это бывший первый замгендиректора «Объединенной металлургической компании». По словам Суткайтиса, разработка месторождения в «Федоровой Тундре» может ухудшить экологию реки Варзуга, где пока еще обитает семга и краснокнижная ракушка Жемчужница. «По «Федоровой тундре» мы обращались в корпорацию «Ростех», ответа пока не получили. Это строительство: карьеры, обогатительный комбинат, и это находится на чистой территории. Нам очень важно понимать, что там будет проходить. Река Варзуга, там приток Паны. Уникальные семужьи водоемы, не засоренные. А многие предприятия горнопромышленного комплекса являются загрязнителями», - отметил представитель Всемирного фонда дикой природы. Директор мурманской АНО «Центр поддержки экологических проектов «Беллона» Андрей Золотков также поддерживает опасения экспертов WWF. «Федорова тундра, представляете, объект будет строиться на пустом месте, к которому нужны будут подъездные пути. Нужны будут вскрышные работы, то есть данный вид работ будет оказывать воздействие на окружающую среду, будет все нарушено», - отмечает Золотков. Что касается морского порта Витино, то здесь проект представляет компания «Норд Стар», принадлежащая Кенесу Ракишеву, входящему в топ-50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана. Инвестиции в проект оцениваются в 3 млрд рублей. Планируется, что в Витино откроется терминал для обслуживания крупнотоннажных танкеров, мощность которого составит не менее 4 млн тонн нефтепродуктов в год. В порту Витино, поясняет Суткайтис, есть опасность нефтеразлива, от которого может пострадать Кандалакшский заповедник, расположенный в непосредственной близости. По словам Золоткова, около 10-15 лет назад в нефтяном терминале уже были случаи утечки нефтепродуктов. «Это Белое море, Кандалакшский залив на юге Мурманской области. Там было обнаружено существование подземных линз из нефтепродуктов», - поясняет эколог. По его словам, общественность пока не получила от инвесторов документов по оценке воздействия на окружающую среду. Выросла нагрузка на инфраструктуру Кроме нагрузки на экологию, по мнению Макаревича, в таком же положении с приходом инвесторов оказалась социальная сфера и инженерная инфраструктура Мурманской области. «Эти (компании-инвесторы - прим. «ФедералПресс») не строят ничего. Они в основном сейчас, придя в регион, используют ту инфраструктуру, какая есть. Наша инфраструктура, которая касается сферы здравоохранения, она же ведь используется этими предприятиями, как ни крути», - поясняет депутат. Из-за глобальных арктических строек уже сейчас возросла нагрузка и на региональную дорожную сеть, которая и без того была не в лучшем состоянии. Это мнение разделяют и чиновники в отдельных муниципалитетах. «Можем считать, что получили неудобства, потому что стройка - это всегда движение, огромное количество транспорта на автомобильных наших путепроводах», - рассказал в беседе с «ФедералПресс» глава Кольского района, где «Новатек» возводит Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, Александр Лихолат. Отсроченный экономический эффект В перспективе как регион в целом, так и его отдельные районы должны получить экономический эффект в виде поступления налогов от новых проектов. Однако здесь тоже не все так однозначно. Инвесторы пришли в регион не просто так, а как раз чтобы получить максимум льгот по налогам. По ряду платежей у них есть отсрочка на 5 и даже на 10 лет: существенное снижение ставки налога на прибыль в течение 10 лет после получения первой прибыли, обнуление ставки налогов на имущество на первые 5 лет и на землю на 3 года. Также среди льгот - предоставление земельных участков без торгов и субсидирование страховых взносов для новых рабочих мест. Кроме того, что прибыли от налогов район еще долго не увидит, те, что все таки будут взиматься с инветоров, вообще могут уйти в Москву. «Резонный вопрос относительно реальной выгоды от реализации на территориях инвестиционных «арктических» проектов возник у регионов после утверждения первого пакета преференций. Где же та обещанная выгода, если традиционно налоги будут уходить в Москву – по месту регистрации большинства компаний? Ведь главная ставка делается именно на глобальный бизнес», - пояснила в беседе с «ФедералПресс» директор экспертно-аналитического центра «Северо-Запад» Екатерина Колесникова. Сейчас правительство РФ разрабатывает новый механизм специально для резидентов АЗРФ, по которому 50% полученных налогов будут возвращаться в регионы, где работают резиденты, и направят эти деньги именно на социально-экономическое развитие территорий. Однако этих денег тоже еще предстоит дождаться. По мнению Колесниковой, инвесторам сейчас важно «строить вокруг себя благоприятный климат и быть эффективным социальными партнерами», чтобы избегать ненужных волнений среди местного населения. Пока же региону остается радоваться хотя бы тем крохам, которые перепадают: например, росту доходов от НДФЛ и возросшей нагрузке на общепит. По оценке Лихолата, за 2020 года Кольский район получил 300 млн рублей в виде налога по НДФЛ. «Благодаря этим проектам практически все структуры очень серьезно заработали. Это и питание, малый бизнес включается. Это места размещения: целая маленькая гостиница построена на 300 человек, для нас это масштабно», - пояснил Лихолат. Ранее «ФедералПресс» рассказывал, что жители сотни мурманских бараков дождались проекта реновации Больничного городка. А губернатор Андрей Чибис назвал срок начала строительства мурманской набережной. Фото: gov-murman.ru