Почему российский потребитель не верит в российскую органику
4 февраля 2021 года на сайте Роскачества появилась информация о том, что эта организация провела исследования импортной продукции, имеющейся на российских органических полках.
Был проверен товар 30 мировых компаний, которые имеют европейские сертификаты, на предмет наличия фальсификата. Продукция была проверена на наличие ГМО и 398 пестицидов. Только в одном из 30 образцов продукции было обнаружено вещество, которое не используется в органике, причем в небольших количествах. Откуда данный пестицид появился в конечном продукте не исследовано, что не позволяет сделать вывод: появился ли он в процессе производства или перевозки, хранения или … Однако из этого был сделан вывод, что российский потребитель не может доверять импортной сертифицированной органике без её проверки на соответствие российскому законодательству, хотя несоответствие выявлено в продукции, которая составила всего 3 процента от всего объема проверенной.
При этом российские специалисты сферы органики, работающие с российской полкой, утверждают, что на ней присутствует до 80 процентов продукции-фальсификата, имеющей отметки «эко», «био», «органик». И если Роскачество выявило только 1 товар-нарушитель со стороны импортеров, то кто же остальные?
Ответ напрашивается сам собой. Это отечественные производители. Даже если из этого списка мы уберем тех, кто позиционирует свою продукцию как «эко» и «био» (данные понятия законодательно не регулируются), то все равно процент фальсификата останется достаточно существенным. И это несмотря на то, что «органика» регулируется действующим законодательством. Давайте разберемся, почему такое происходит.
Потребитель бьет тревогу: на полках появляется ненастоящая органика
«Хотелось бы, действительно, отметить, что 280-й закон об органическом производстве, хотя и вступил в силу с января 2020 года, по ряду основополагающих пунктов действительно не действует, что бы нам сегодня ни говорили, - отмечает Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза. - Отсутствует механизм защиты потребителя и ответственного производителя от фальсифицированных продуктов. Так получается, что сегодня никакие структуры, кроме Национального органического союза и торговых сетей, за чистотой полки не следят. Хотя в действующем законодательстве четко определено, что это функции государства. Однако на государственном уровне так и не определено, кто и за что отвечает с точки зрения контроля за соблюдением норм 280 ФЗ «Об органической продукции». Интересны результаты заседания рабочей группы при Совете Федерации по реализации закона в конце 2020 года. Спор между Роспотребнадзором и Россельхознадзором так и не дал результата, никто из этих структур в систему контроля не включен, и государство в лице Минсельхоза РФ до сего момента не определило орган, который должен этим заниматься, и каким образом это должно происходить. Предложение НОС, поддержанное СФ и участниками заседания, о создании межведомственной рабочей группы, которая могла бы решать и эти вопросы, в том числе, повисло в воздухе. На него не среагировали ни Минсельхоз, ни правительство. В итоге сегодня НОС является той организацией, которая пытается вместе с торговыми сетями организовать эту работу».
Как отмечает Олег Мироненко, в Национальный органический союз поступают жалобы потребителей и участников рынка, которые сами обнаруживают фальсификат на полках магазинов.
Вот, например, несколько конкретных фактов. От потребителей поступили жалобы на продукцию: Агрохолдинга «Московский» – капуста кудрявая «Кейл», ООО «СТАНДАРТ» - водка «Чистая природа Мягкая (Pure Nature Mild), птицефабрики «Авангард» – яйцо столовое «Органика», томаты компании ООО «НАШ ПЛЮС» - все эти товары имеют неправомерную маркировку «ОРГАНИК»/«ORGANIC». «В ходе нашего исследования было обнаружено, что ни одна из этих компаний не имеет органического сертификата, не внесена в реестр органических производителей и не имеет европейского сертификата, - отмечает Олег Мироненко. - Ряд компаний пошли на обман потребителя, выведя на этикетке слово «органик» на английском языке. Однако обязательность применения русского языка при информировании потребителя о реализуемых на территории России товаров содержится в пункте 2 статьи 8 Закона на N 2300-1 о защите прав потребителей и дублируется техническими нормами, в частности, ГОСТ Р 51074-2003 «Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»: текст информации российские производители об особых свойствах товара для потребителя обязаны наносить на русском языке».
Еще в октябре 2020 года Национальный органический союз направил трем из указанных компаний-нарушителей письма о том, что их действия нарушают ФЗ 280 «Об органической продукции» и о том, что такой товар не может выставляться на полках магазинов как «органический». «Две компании отзвонились нам, подтвердив, что наше письмо у них на рассмотрении, но затем мы не получили официальные ответы от этих компаний, на связь они выходить перестали . Одна и вовсе не ответила, - отмечает Олег Мироненко. - Мы предупредили компании, что информация о нарушении будет направлена в Роспотребнадзор».
18 ноября 2020 года Национальный органический союз направил официальный запрос руководителю Роспотребнадзора Анне Поповой с просьбой разобраться и оштрафовать компании за нарушение Федерального закона и незаконное использование термина «органик». «Производитель, который позиционирует свой товар как отличный от обычной индустриальной сельхозпродукции, должен маркировать ее знаком единого образца. Но право маркировать он получает только в случае и с момента внесения сведений о себе как о производителе органической продукции, видах производимой органической продукции и иных сведений, установленных статьей 6 Федерального закона «Об органической продукции», в единый государственный реестр производителей органической продукции», - подчеркивается в письме.
Однако на 8 февраля 2020 года от Роспотребнадзора не последовало никакой реакции. «Ответного письма мы не получили, попытки узнать, кому было перенаправлено на исполнение письмо, адресованное лично Поповой, не привели к успеху. А фальшивая продукция так и продается в магазинах, - говорит Олег Мироненко. - При этом магазины более высокого ценового диапазона сами отслеживают, какая продукция попадает на их полки. Эта же фальсифицированная продукция, о которой мы говорим, была обнаружена на полках магазинов более низкого ценового диапазона, таких как «Магнит», «Пятерочка» и ряде интернет-магазинов. Если Роспотребнадзор не обращает внимание на запрос такого крупного профильного объединения, как Национальный органический союз, и даже ему не дает ответ, то как простой потребитель может защитить свои права? Это показывает, насколько ведомства не включены в систему контроля по нашему ФЗ. И закон не будет действовать, если производители видят, что никакого контроля со стороны государства нет».
При таком положении, когда закон не заработал на практике по одному из основополагающих пунктов, мы снова увидим рост фальсификата на полках и получим абсолютно обратный эффект. «При таком подходе, несмотря на появление реестра, графического знака и так далее, мы не увидим роста объема продукции добросовестных российских производителей. В чем смысл быть добросовестным и тратить на это большие деньги, когда фальсификаторы столь вольготно чувствуют себя на полке», - считает Олег Мироненко.
Своим опытом столкновения с подобными нарушениями делится Татьяна Лебедева, главный редактор портала LookBio: «На правах организатора выставки «Продэкспо Органик» нам приходится сталкиваться с такими примерами. Для участия в выставке есть понятные критерии, у компании должен быть органический сертификат, международный либо российский национальный, но к нам приходят заявки от якобы органических производителей с липовыми бумажками. Когда мы беседуем с представителями таких компаний, они даже поначалу не понимают, что происходит. Мы много лет разбирались с такими фальшивыми маркировками. Этот бизнес левой органической сертификации можно разделить на два лагеря. Первые все понимают и обманывают сознательно, вторые ничего не понимают, не изучили тему. Есть компании, которые готовы сертифицировать все что угодно, и веганские продукты, и безглютеновые, и органические, то есть на все руки мастера. И печалит то, что предприниматели ведутся на такой обман. Это вызывает недоумение. Каково же качество их продукции, если они даже не могут освоить законодательный минимум? Это говорит об уровне профессионализма. Или же знают - но ищут лазейки. Люди, которые производят продукты питания, должны знать законы и особо тщательно подходить к своей работе».
Фальшивая сертификация заполняет рынок
Казалось бы, вступление закона в силу должно усиливать контроль и над сертификаторами. Но крупные сети, такие как, например, «Азбука вкуса», все чаще стали обращаться в Национальный органический союз с тем, что им предъявляют сертификаты, якобы соответствующие действующему законодательству, но на самом деле фальсифицированные. Производители продолжают проходить добровольную сертификацию у таких сертификаторов и продвигать свою продукцию на полки как органическую. Здесь вообще нет никакого контроля.
«В последнее время на рынке, действительно, снова начала появляться продукция, маркированная, как органическая, но не являющаяся таковой - ее производители оформляют органический сертификат в компаниях-сертификаторах, не имеющих официальную аккредитацию на проведение органической сертификации. Мы, конечно же, не пропускаем подобную продукцию в наши торговые сети, - рассказывает Анна Белая, ведущий бренд-менеджер направления «Здоровое питание» сети «Азбука вкуса». - Все поставщики органики, представленные в наших магазинах, имеют подтвержденную сертификацию, для покупателей это гарантия, что выбранные товары действительно имеют чистые составы и произведены без вреда для окружающей среды. Мы проверяем все сертификаты в Едином реестре производителей органической продукции. Если мы видим, что сертификат вызывает подозрения, то обращаемся за консультацией в Национальный органический союз. Часто и сами поставщики приходят к нам за советом о том, какие организации уполномочены выдавать сертификаты. И, на мой взгляд, очень важно работать сообща: если и ритейл, и производители будут внимательно подходить к сертификации органической продукции, то проблемы фальшивой маркировки можно будет избежать».
«Если в начале года при вступлении закона в силу такие лже-сетрификаторы сначала начали уходить в якобы «эко» и «био»-сертификацию, то сейчас они снова вернулись в поле органики, и даже ещё в большем количестве. Хаос только увеличился. На сегодня многие сертификационные компании (часть их них даже аккредитованы в Росаккредитации, но по другим областям аккредитации) выставили у себя на сайтах предложения об органической сертификации, даже не скрывая это, - рассказывает Олег Мироненко. - Они дискредитируют саму систему, выставляя разные условия по сертификации, и вводя в заблуждение тех, кто к ним обращается».
Подобных предложений в интернете море. Например, такую услугу предлагают компании «СК-Сертификат», «Все ТР ТС», «Благотест», «ТехПромСерт», «Сертификация Плюс», «Полотест», «ПромТехСтандарт», «Уфатест», «Роспромстандарт», «Святобор» и другие. И таких компаний в разы больше, чем тех, кто аккредитован в соответствии с законом, а их маркетинговая стратегия более агрессивна.
«Мы провели эксперимент, сами сделали запросы в несколько этих компаний, - говорит Олег Мироненко. – И убедились в предоставляемая информации для производителей не только вводит их в заблуждение по процессу сертификации, но и может в последующем пагубно сказаться на результатах их работы, когда они попытаются продвинуть свою якобы органическую продукцию на полки. Например, в нескольких компаниях прямо на сайте в качестве акции было предложение сделать органическую сертификацию за 12 тысяч рублей за 2-3 дня, что в принципе невозможно. В системе переписки на сайте с некоторыми из них нам сказали, что услуга стоит на самом деле 450 тысяч рублей, достаточно туманно объяснив, с чем связана такая разница и с чего складывается цена. Причем, эти компании утверждают, что аккредитованы, но документы предоставить отказались, сославшись на то, что они работают через партнера. В ряде случаев в качестве партнера назывался Ростест (который также аккредитацию по органике не имеет). У всех этих сертификаторов на сайтах есть ссылки на органический закон и стандарты. То есть каждый из этих сертификаторов о нормах закона знает, но соблюдать их не собирается. А зачем? Это все равно никто не контролирует».
Многие из таких сертификаторов ссылаются на то, что в Росстандарте у них зарегистрированы системы добровольной сертификации (СДС), которые позволяют им проводить органическую сертификацию, несмотря на требования закона.
«В базе данных Росстандарта только при поверхностном изучении мы обнаружили 11 СДС, в которых в качестве области сертификации указаны «органические продукты» или их производство (на самом деле их гораздо больше), но только 5 из владельцев таких СДС прошли процесс аккредитации в соответствии с 280-м ФЗ, и удивительно, что Росстандарт не отслеживает эту ситуацию. Эта двойная система, когда можно зарегистрировать СДС, а потом не аккредитовываться, создает напряжение на рынке и увеличивает количество обманутых как производителей, так и потребителей. И никто это не отслеживает, и никто за это не отвечает», - подчеркивает Олег Мироненко.
Если на момент вступления закона в силу эксперты рынка говорили о том, что начало уменьшаться количество фальсификата, то со второй половины 2020 года, учитывая полную бесконтрольность, как отмечают в НОС, наблюдается новая волна фальсификата. «Закон просто не действует, и это дискредитирует весь смысл развития сферы органического сельского хозяйства. И кто должен отслеживать ситуацию? Минсельхоз РФ, отвечающий за реализацию закона, Роспотребнадзор, контролирующий продукцию на полке, Россельхознадзор, Росаккредитация, Росстандарт? Ситуация повисла в воздухе, - говорит Олег Мироненко. - Поэтому и возникает вопрос, в чем смысл так много сил уделять со стороны Роскачества исследованию импортной продукции (которая ещё раз показала свою надежность для потребителя), и так активно обсуждать это в СМИ, и при этом не уделять внимание происходящему? Этот же вопрос мы хотели адресовать и Минсельхозу. А тем временем российский рынок органики вновь теряет доверие потребителей, которое мы так бережно создавали».
Для справки:
В настоящий момент в Росаакредитации аккредитовано (область аккредитации производство органической продукции) 7 сертификаторов: ООО "Органик Эксперт", ООО «Органик-сертификация», АНО «Российская система качества», АО "РСМЦ "ТЕСТ-ТАТАРСТАН", Филиал ФГБУ РОССЕЛЬХОЗЦЕНТР по Воронежской области, Филиал ФГБУ РОССЕЛЬХОЗЦЕНТР ПО Краснодарскому Краю, Филиал ФГБУ "ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗЕРНА" г. Ростов-на-Дону (http://rosorganic.ru/files/Perechen%20rossiiskih%20sertifikatorov.pdf).
Из них информацию в Единый государственный реестр производителей органической продукции (http://opendata.mcx.ru/opendata/7708075454-organicprod) о компаниях, прошедших сертификацию, вносили 3 сертификатора. Всего в Реестр внесено 59 компаний, из них: «Органик Эксперт» - 31 компания, Роскачество – 17, «Органик Сертификация» - 8, 3 компании сертифицировано одновременно и «Органик Эксперт», и Роскачеством.
(Источник: Департамент по связям с общественностью и СМИ Национального органического союза).