В Приморье создадут первый на Дальнем Востоке музейный эндаумент-фонд
Проект «Создание Фонда целевого капитала развития Приморской государственной картинной галереи» презентовали на Московской школе управления «Сколково».
Эндаумент-фонд позволит учреждению привлекать финансовые ресурсы, развивать коллекции дальневосточного искусства и формировать «восточные», передает Prim.News со ссылкой на пресс-службу краевого правительства.
В мероприятии приняли участие заместитель правительства – министр культуры и архивного дела Приморского края Елена Бронникова, директор Приморской государственной картинной галереи Алена Даценко и партнеры проекта: вице-президент Союза «Приморская торгово-промышленная палата» Михаил Веселов, начальник управления по корпоративным коммуникациям транспортной группы FESCO Анатолий Зубарев, директор антикварной галереи «Раритет» Алла Фомичева.
Автор проекта – заместитель директора по развитию Приморской государственной картинной галереи, историк и искусствовед – Светлана Руснак рассказала, что такое эндаумент-фонд и зачем он понадобился учреждению.
– То, что в нашем законодательстве называется Фондом целевого капитала, в мире давно получило название эндаумент-фонда. Зачем он понадобился Приморской государственной картинной галерее?
– Любому музею, чтобы стать лидером в своей сфере, очень важно ориентироваться не только на эффективное решение текущих задач, стоящих «здесь и сейчас», но и думать о будущем.
Создание целевого капитала – это стратегическая ставка в развитии, ответ на вызовы современной жизни. Картинная галерея сегодня – это ежегодные Дни Эрмитажа во Владивостоке, статусные выставки с ведущими художественными музеями, проект «Открывая Дальний Восток», который знакомит с художественным наследием музеев ДФО, образовательные, инклюзивные программы.
Изучение и анализ успешных практик музеев в России и в мире показывает, что для стабильного финансирования стратегических направлений развития большую роль играют эндаумент-фонды. Они выступают показателем зрелости культурной институции и региональной культурной политики, развитого взаимодействия культуры и бизнес-среды.
Уникальность художественного собрания связана с качеством его коллекций. Поэтому развитие музея – это всегда работа с коллекциями. Не случайно у музейных эндаументов это направление является приоритетным. Приморская картинная галерея – автономное учреждение культуры. Средства на пополнение собрания государством не выделяются.
Мы можем это делать только из собственных средств. Таким образом, развитие коллекций и их продвижение – базовое направление в капитализации культурного наследия главного художественного музея Приморского края. Искусство – в визуальных образах способно донести до нас представление о Человеке и Мире в большом пространстве и времени.
Целью эндаумент-фонда «ДАЛЬАРТ» мы видим развитие коллекции дальневосточного искусства, формирование «восточных» коллекций – как результат осмысления на языках искусства людей и мира Тихоокеанской России.
– В настоящее время в России зарегистрировано более 200 эндаумент-фондов. В лидерах – университеты. Во Владивостоке действуют фонды ДВФУ и МГУ имени Г.И. Невельского. Как Вы видите в этом пространстве создаваемый эндаумент-фонд «ДАЛЬАРТ»?
– В музейной сфере первый фонд целевого капитала создан Государственным Эрмитажем. Сегодня такие фонды имеют не только крупные государственные музейные институции, среди которых – Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея и частные музеи, например, Музей современного искусства «Гараж». На карте музейных эндаументов отчетливо виден вектор движения на Восток: Санкт-Петербург, Москва, Омск, Томск, Красноярск. Мы создаем первый музейный эндаумент-фонд на Дальнем Востоке России.
По инициативе картинной галереи создан Координационный Совет художественных музеев Дальневосточного федерального округа. Важно, чтобы во Владивостоке позиционировалось современное художественное наследие России дальневосточной или Тихоокеанской России. В этом случае столица ДФО становится важным центром, создающим поле для диалогов и взаимопонимания благодаря языкам искусства. Наш фонд призван обеспечивать это направление работы галереи и развивать ее собрание.
– На ваш взгляд, почему компании или частные физические лица вносят пожертвования в эндаумент-фонд?
– Преимущества целевого капитала, как финансового инструмента, связано с тем, что сделанные пожертвования становятся «вечными деньгами», попадая в «тело» капитала, они остаются неприкосновенными. На развитие картинной галереи направляется только инвестиционный доход, который не облагается налогом на прибыль. Более того, пожертвования частных физических лиц в эндаумент-фонд включаются в сумму налогового вычета.
Мы находимся сейчас на этапе регистрации НКО в форме специализированного фонда, который создаем совместно с Союзом «Приморская торгово-промышленная палата», – она является своего рода нашим порталом входа в региональную бизнес-среду. После регистрации приступим к формированию основного «тела» капитала.
Согласно законодательству, после того, как собран минимальный объем в 3 миллиона рублей, на конкурсной основе выбирается управляющая компания – тот профессиональный «игрок», который управляет средствами фонда, согласно утвержденной инвестиционной стратегии. Она может быть как пассивной, ориентированной на размещение средств на депозите, так и более активной.
Таким образом, управляющая компания вкладывает средства в различные активы, а в конце года передает фонду полученный доход. Поступающие доходы и качество управления будут находиться под контролем специально создаваемого органа – попечительского совета.
Эндаумент – один из важных инструментов в системе привлечения ресурсов, он обеспечивает устойчивое финансирование направлений, связанных со стратегической ставкой развития организации, что позволяет учесть интересы партнеров, их культурные и ценностные предпочтения, через развитие такой институции как художественный музей.
В составе эндаумент-фонда может быть сформировано несколько целевых капиталов, которые отражают ценности и предпочтения донора, позволяя тем самым оказывать влияние на культурную политику главного художественного музея столицы Приморья и всего Дальневосточного федерального округа.
– Почему Вы стали работать над проектом создания эндаумент-фонда Приморской государственной картинной галереи?
– Музеи для меня – это уникальные институты развития и формирования сообществ. Они не только олицетворяют собой важную часть культурного наследия, опыт его передачи от поколения к поколению в большом времени. Музеи преобразуют знания, личные воспоминания в коллективную помять, формируют культуру памяти, художественный вкус, учат «смотреть и видеть».
Моя работа в музеях как исторического, так и художественного профиля – это большой опыт разработки и реализации разноплановых проектов: от выставок, фестивалей, съемок документального кино и до создания залов постоянной экспозиции. Каждый проект – это всегда партнерство, которое лежит в основе формирования платформы любого проекта.
Работа над созданием эндаумент-фонда требует содержательного взаимодействия с обществом и развитых форм партнерства. Здесь важна и поддержка региональных властей и компаний-стейкхолдеров и частных лиц – всех, кто понимает, что развитие людей, сообществ, городов и территорий предполагает развитую насыщенную культурную среду. Вклад в культуру – это всегда вклад в достойное настоящее и будущее. И мы делаем это вместе!
Фото – Приморская государственная картинная