Увольнение за прогул
В нынешнем году исполняется 80 лет с начала Великой Отечественной войны. Редакция «Русской Планеты» продолжает серию публикаций, отражающих московскую хронику 1941 года. Начало - в номере от 18 января.
В справке отделе кадров МГК ВКП(б) «О выполнении предприятиями города указа Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на 8-часовой рабочий день и 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», поданной 20 мая в МК ВКП(б), говорится, что трудовая дисциплина по сравнению с предыдущим годом в целом улучшилась. Однако, количество прогулов снижается крайне медленно. Так, на заводе «Красный пролетарий» в феврале 1941 года не вышло на работу 66 человек, в марте – 74, в апреле – 98.
Многие историки подчеркивали, что перед войной на советских предприятиях царила суровая дисциплина. И за опоздание, тем более, за прогул, можно было угодить за решетку. Порядки, действительно, были строгими, но все же не везде…
К примеру, работник фабрики «Звукозапись» Словуцкий как-то самовольно ушел с работы. Почти через час он вернулся, но - в нетрезвом виде. Инженеру другой фабрики – «Гознак» Попову было разрешено приходить на работу не в 7.30 утра, как полагается, а между 7.30 и 8.30. С работы же он уходил в установленное время. И так продолжалось до 16 мая 1941 года
«На заводе «Пролетарский труд» Краснопресненского района работал член партии т. Борисов, который от рядового слесаря вырос до начальника цеха, - говорилось в документе. – Он подал заявление: «Прошу уволить меня по собственному желанию, ввиду того, что меня не устраивают условия работы». Директор завода т. Степанов написал: «Согласен». Также были уволены т. Тюльпин и другие, а всего на заводе за 1940 г. было уволено по собственному желанию 200 человек».
Как отмечалось в справке, «РК ВКП(б) в последнее время резко ослабили борьбу за выполнение указа. Об этом свидетельствовал тот факт, что Коминтерновский, Ленинский, Октябрьский, Свердловский, Сокольнический, Таганский райкомы партии не обсуждали вопрос о трудовой дисциплине на бюро в течение 4 месяцев 1941 г. Отсюда, как следствие и первичные партогранизации слабо боролись за выполнение указа…».
Отмечалось, что большое количество нарушителей дисциплины имеется среди комсомольцев. Райкомы ВЛКСМ ослабили внимание к этому вопросу, не ведут учета, затягивают рассмотрение дел и не помогают первичным комсомольским организациям в борьбе за реализацию указа.
По данным прокурора СССР Виктора Бочкова, на 1 января 1941 года, за прогулы было осуждено 1 миллион 648 тысяч 575 человек, за самовольный уход с работы – 299 тысяч 942 человека.
…С Химкинского аэродрома вылетела крылатая машина «СССР Н-169». На борту самолета - исследователи во главе с Иваном Черевичным. «Цель полета - произвести глубокую ледовую авиаразведку и дать для навигации 1941 года прогноз состояния арктических морей в высоких широтах, - писали «Известия». - Маршрут полета Архангельск, остров Рудольфа и дальше в высокие широты восточного сектора Арктики».
С вокзала в Вильнюсе ушел поезд, который повела Стефания Керулене. Она - первая женщина-машинист в Литовской ССР. Мечта Стефании - стать водителем локомотива - исполнилась в Международный женский день 8 марта.
В социалистическом договоре участника всесоюзного соревнования проходчика А.И. Мозырева сделана краткая запись: «Обязуюсь выполнить производственную программу не ниже чем на 300 процентов. Однако он потребовал от начальства «своевременной подготовки рабочего места и обеспечения меня бурами и машинами».
Свое слово товарищ Мозырев сдержал, работая двумя телескопическими перфораторами по методу Семиволоса-Янкина. Он перевыполнил план – на целых 320 процентов! - и заработал за месяц 4330 рублей.
И еще коротко – несколько старых новостей. В Третьяковской галерее открылась выставка произведений советских художников. Хореограф Игорь Моисеев возобновил в Большом театре балет «Три толстяка». Футболистам московского «Динамо, чемпионам страны 1940 года, вручили алое знамя (медалями тогда не награждали), почетные грамоты, жетоны и красные майки с советским гербом.
В феврале сорок первого на московском заводе имени Горбунова была обнаружена антисоветская листовка: «Товарищи, мы сейчас живем под гнетом, если раньше не сажали рабочих, то сейчас сажают за опоздание, гноят в тюрьмах, концлагерях. Труд человека ценят очень и очень плохо, у нас нет права на труд, на отдых, на образование. У нас пропала Конституция, остались одни указы, которые губят и превращают в ничто человечество…»
Задержали ли авторов «воззвания»? Вопрос без ответа. Известно лишь, что об этой листовке узнал от комсомольцев комсорг, некий товарищ Чуграй, который сообщил некоему члену ВКП(б) Дукаревич. Тот незамедлительно «просигнализировал» в районный отдел НКВД.
«Правда» сообщила, что Президиум Верховного Совета СССР по ходатайству руководящих советских и партийных органов переименовал город Риддер Казахской ССР Восточно-Казахстанской области в город Лениногорск. По сообщению той же газеты, кинематографисты Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Михаил Ромм, Александр Довженко, Сергей Юткевич и другие, готовясь к празднованию 23-й годовщины Красной Армии и Военно-Морского Флота и 20-летию пограничных войск НКВД, дадут в феврале в подшефных воинских частях шесть тысяч киносеансов и две тысячи концертов.
Завершился четвертый съезд Союза воинствующих безбожников Узбекистана. Делегаты подвергли резкой критике работу Центрального совета и указали на неумение его членов организовать пропаганду среди верующих, на слабое вовлечение в активную работу союза научных работников, на компанейский характер борьбы с феодально-байскими пережитками в отношении к женщине. Надо полагать, после критики узбекские безбожники исправили свои ошибки, иначе им пришлось худо…
Советский народ полон оптимизма. Улыбается, а порой и посмеивается - например, над этой информацией. «Вечерняя Москва» сообщила, что льдиной, упавшей с крыши корпуса «Б» дома № 2/14 по Брюсову переулку, был убит вышедший из подъезда гражданин Абрамович. Остряки шутили, что в столице развелось столько евреев, что даже куску льда негде упасть.
Иностранных денег у граждан СССР нет и быть не может, но курс иностранной валюты регулярно печатается в «Известиях». 1 марта 1941 года «амер. долл. США за 1 (рубль – В.Б.) - 5,30; англ. фунт ст. за 1 - 21,38; герм. марка за 100 - 212,00»
Февраль сорок первого выдался в Москве не слишком холодным – средняя температура месяца – минус 10 градусов. Лесные массивы в столице и в Подмосковье заполнены лыжниками. В Сокольниках, Парке Горького, на Чистых и Патриарших прудах – тогда последние назывались Пионерскими - гремела музыка, в пелене снежинок пролетали фигуры конькобежцев.
Даже в марте зима и не думала уходить, обдавала холодом, укрывала землю густым белым покрывалом. 12 марта писатель Михаил Пришвин, живший в Подмосковье, записал в дневнике: «Сутки целые без остановки снег и страшная метель…»
Спустя три дня: «От весны только свет, и когда утром – 20°, то знаешь, – не страшно: в полдень будет 0. Каждый день валит снег. Сорока скучает возле пустого скворечника…»
Морозы стояли до конца марта. Тепло, да и то робко, заявило о себе лишь в начале апреля, снег же не таял почти до мая. Все мечтали, чтобы лето выдалось теплым. Хорошо бы в отпуск махнуть в тихую деревушку под Вологдой, Тверью или на Черное море…
А какая погода в столице Германии? «После теплых весенних дней в последние дни здесь наступило значительное похолодание, - сообщал корреспондент ТАСС. - В Берлине в ночь на 3 мая выпал снег». Но вскоре там снова потеплело…
В Германии демонстрируется новый документальный фильм «Победа на Западе» - о разгроме Франции, Бельгии, Голландии в 1940 году. Немецкие зрители с восторгом наблюдали за триумфальным движением вермахта по Европе. Геббельс записал в своем дневнике: «Фильм не лишен отдельных недостатков, но с достаточно сильным материалом, так что, в конце концов он все же производит впечатление. Зрители, большей частью, были потрясены».
В феврале «Правда» сообщила о торжественном собрании в Берлине, посвященном 21-й годовщине основания национал-социалистической партии, на которой с речью выступил рейхсканцлер Гитлер. Он, в частности, затронул международные проблемы. Говоря, об англичанах, Гитлер сказал, что «мы должны их бить там, где мы их найдем. И мы их найдем, куда бы они ни направлялись. Мы застанем их там, где удар будет для них наиболее уничтожающим».
Канцлер Германии ни единым словом не упомянул об СССР. Но произнес многозначительную фразу: «Нам предстоит новый год борьбы. Мы знаем, что он принесет с собой великие решения, и с уверенностью смотрим в будущее».