Войти в почту

Помнить демидовский опыт

Многие слышали, но не многие знают, что память уральских промышленников Демидовых увековечена в Италии. Если на картах Google ввести запрос Piazza Nicola Demidoff, Firenze, Italia, то на всплывающих фотопанорамах можно увидеть интересный памятник промышленнику, меценату и дипломату Николаю Никитичу Демидову, связанному с Уралом. Там же, в столице Тосканы, на фасаде собора Санта-Мария-дель-Фиоре помещен герб Демидовых в благодарность за помощь Павла Павловича Демидова, князя Сан-Донато, в завершении работ над фасадом собора, строительство которого было начато еще в 1296 году, а история связана с Брунеллески, Джотто и другими известными именами.

Интересное историческое путешествие можно совершить, если спросить у поисковых систем, как род Демидовых связан с Наполеоном Бонапартом и что именно они сделали в Риме. И вдвойне увлекательно будет выяснить, как вилла Сан-Донато во Флоренции связана со станцией и поселком на территории Нижнего Тагила.

История Демидовых «от тульского кузнеца до итальянских аристократов» длилась долго, но она всегда проходила под семейным девизом Демидовых «Acta, non verba» («Не словом, а делом»). Демидовы делали ставку на собственное мастерство, укрепляли на заводах дисциплину, заботились о развитии рабочих и не забывали о науке и искусстве. Малая толика предпринимателей XVIII века могла похвастаться тем, что вкладывала средства в создание собственной библиотеки. Демидовы делали это и охотно делились знаниями. Во Флоренции они построили школы, больницы и много чего еще, за что и были удостоены почестей от местных властей. Конечно, такую же активную деятельность они вели и на территории ставшего им родным Урала.

По легенде, Никита Антуфьев, основатель династии Демидовых, оказался единственным мастером в Туле, который согласился починить пистолет Петра I по заказу его фаворита Петра Шафирова. Пистолет был изготовлен на заводе семьи Кухенрейтеров в Баварии – никакой документации и справочных систем к нему не прилагалось. Как гласит легенда, Никита Антуфьев не только справился с ремонтом, но сделал работающую копию пистолета, обнаружив в заморском экземпляре некоторые недоработки и неисправности. Так об оружейнике услышал Петр I. Это знакомство переросло в масштабное развитие металлургического и оружейного производства во всей стране.

Тот самый пистолет Кухенрейтеров

Главное в этой истории или легенде не историческая точность, не факты о том, кто принес пистолет, была ли сделана копия и работала ли она. Главное в ней то, как Демидовы учились, совершенствовали свое мастерство и создавали на его основе огромную экосистему, о которой можно услышать и в Нижнем Тагиле, и в Санкт-Петербурге, и во Флоренции. В этом и состоял принцип «Не словом, а делом». Начав с ремонта пистолета, Никита Антуфьев напрямую получал указания Петра I и строил заводы.

Суть «подхода Демидовых» в том, что, несмотря на обстоятельства и сложность ситуации, наличие навыков или готовность их развивать помогают преодолеть любую ситуацию самостоятельно. Смелость и мастерство всегда дают свои плоды.

Сегодня крупные компании, такие как Уральская горно-металлургическая компания (УГМК), по сути, продолжают демидовский подход, правда, используя совершенно другие технические и информационные возможности. Корпоративная система прежде всего должна обеспечивать рост зрелости поддерживаемых ею процессов и управления ими. Такая система станет полезным инструментом и подспорьем в любом бизнесе, но этой системой должны заниматься люди, которые способны ее починить, как когда-то Никита Антуфьев смело взялся за ремонт заморского пистолета.

В вопросах выбора направлений программы развития своих информационных систем УГМК давно использует «подход Демидовых», создавая собственные решения практически без привлечения сторонних консультантов. Мы применяем решения SAP и 1С, но детально дорабатываем их для нужд нашего бизнеса, соблюдая рекомендации производителей этих систем. Команда УГМК может смело говорить о том, что сумела разобрать, починить и настроить для себя современный «пистолет Кухенрейтера», которым для нас стало программное обеспечение крупных зарубежных производителей. Исключение только в том, что копию пистолета, как Никита Антуфьев, мы делать не стали, это запрещает современное законодательство в сфере интеллектуальной собственности и бизнес-этика, но вот в деталях работы зарубежных достижений мы разобрались очень хорошо.

«Опыт Демидовых» в работе с корпоративными информационными системами дает возможность продолжать проекты в любой экономической ситуации. Кроме того, никто не знает, какими будут ограничения или особенности работы завтра. Что делать, если получить помощь сторонних специалистов будет сложно, а проблема будет срочной? Именно тогда принцип «Не словом, а делом» придет на помощь.

Многие проекты внедрения корпоративных систем терпят неудачи. Немало случаев, когда в развитом корпоративном мире неудачи проектов внедрения приводили к потерям в десятки миллионов долларов и даже к потере крупного бизнеса. Ряд таких историй приведен в одной из статей журнала CIO. Эти примеры могут многому научить современные организации, принимающие решения о том, как подойти к организации такого проекта.

В УГМК мы подошли к вопросу снятия рисков для бизнеса в ходе выполнения таких проектов путем минимизации вовлеченного в проект персонала и создания собственных практик работы с информационными системами. Суть не в том, чтобы проект стал «дешевым». Замысел в том, чтобы полученные результаты соответствовали потраченным ресурсам и сформированными ожиданиям. Тогда проект будет действительно успешным. Разве не эта идея лежит в основе инвестирования в любой бизнес? Получить то, что ожидается при согласованном объеме ресурсов, – это и есть суть бизнеса.

Мы понимаем, что этот подход не так уж распространен и на рынке поддерживается идея массового привлечения консультантов для быстрого выполнения проектов. Всегда проще «попросить профессионала». Но так ли уж краткосрочны проекты при таком подходе? Так ли оправданны их риски? Что произойдет, если компания не сможет в конкретный «острый» момент проекта оплатить все неожиданные расходы на новые доработки и исследования? Что делать, если любые ограничения сделают стороннего эксперта недоступным? Вот тогда очень ярко будет видно преимущество «опыта Демидовых». Не ожидая посторонней помощи и управляя ожиданиями в проекте, можно добиться того, что проект будет успешным, а разработанное решение эффективным для собственного бизнеса. Для «починки пистолета» необязательно ждать, когда приедет «мастер из Баварии».

Джек Ма, основатель Alibaba, в одном из своих интервью говорит о том, что любые эксперты являются «экспертами вчерашнего дня», поскольку «не существует экспертов в будущем». Разве не является информационная система крупной компании тем самым будущим этой компании? Такое будущее очень важно создавать самостоятельно и независимо.

Наш опыт активного внедрения информационных систем говорит о том, что внедрять их организациям нужно научиться, а затем – стараться это делать хорошо. Это отдельный вид деятельности. Только в этот момент можно начать получать действительно хорошие результаты для бизнеса. «Опыт Демидовых» здесь работает великолепно.

Мы считаем, что создать действительно хорошую информационную систему «на заказ» только силами подрядчиков сравнимо с тем, как доверить опытному спортсмену выполнять зарядку вместо вас самих. Посторонняя помощь нужна на технических участках работы, а вот «создавать будущее» необходимо самостоятельно. Хотя, конечно, олимпийский чемпион сделает зарядку лучше вас, но он сделает ее в конечном счете… для самого себя.

Сегодня УГМК находится в фазе активной трансформации бизнеса. Такой этап развития компании нужен любой крупной организации, чтобы продолжить успешное развитие. На этапе трансформации многие подходы к работе придется создать заново, а требования к качеству информации неизбежно возрастут. В такой момент подход УГМК оправдывает себя: интеграция различных информационных систем позволяет быстро перейти к созданию общих корпоративных решений, распространять типовые сценарии взаимодействия и объединять значительное число пользователей.

Что получится у компании из намеченных масштабных изменений информационных систем, станет ясно в ближайшие два-три года, а пока, как всегда, мы развиваем собственные компетенции, готовясь к задачам нового дня. В этом новом дне мы надеемся, что продолжаем традиции Демидовых уже в области информационных технологий, и стараемся следовать принципу «Не словом, а делом».

 Автор – заместитель технического директора по информационным технологиям ОАО «УГМК».