Свердловская долговая яма
2021 год начался с разговоров о долгах, в которые погружаются российские регионы. Как отмечает РБК, пандемия и снижение цен на нефть в 2020 году привели к дефициту бюджетов 58 из 85 субъектов РФ. В 2019 году таких было 35, а в 2018 всего лишь 15.
То есть динамика ухудшения финансовых показателей зависит не только от ковида и удешевления "черного золота". Но, в первую очередь, от развитости региональной экономики и качества госуправления. А с этим – беда на беде.
В середине января свердловские СМИ были взбудоражены постановлением регионального правительства, из которого следует, что за шесть ближайших лет долг Свердловской области вырастет на 116 миллиардов рублей с нынешних 100 "ярдов". При этом основной провал придется на 2021 год – 61 миллиард рублей.
Некоторые экономисты пытаются противостоять валу публикаций, в которых губернатора и правительство склоняют на все лады. "Вопрос с долгом Свердловской области хоть и не приятный, но не является катастрофически тяжелым. Сформированный долг вполне реалистичен и для обслуживания, и для погашения", - подчеркивает доктор экономических наук Наталья Истомина.
"На первый взгляд бюджетный дефицит — это "жизнь в долг" и видимость финансовой слабости текущего периода. Однако если подойти к вопросу более серьезно, то бюджетный долг — это способ в сложное время не просто не сокращать уровень финансирования областных программ, но и заложить основы для более комфортной жизни в ближайшие годы", - отмечает директор института финансов и права УрГЭУ-СИНХ Максим Марамыгин.
Казалось бы, да, мы привыкли к жизни в кредит. Ипотечные квартиры, лизинговые автомобили, айфоны в потребительский кредит. И главное для банка – оценить возможность заемщика расплатиться по своим долгам.
Как утверждает Истомина, управление государственным долгом в Свердловской области всегда находилось на высоком уровне. Регион входит в группу субъектов РФ с надлежащим качеством управления региональными финансами. А перспективной задачей управления финансами "будет являться снижение величины бюджетного дефицита и государственного долга".
"К тому же в структуре долга велика доля бюджетных кредитов, полученных от министерства финансов РФ, которые не предполагают дополнительной финансовой нагрузки", - вторит ей Марамыгин.
Для заочной дискуссии "Уралинформбюро" с экономистами мы используем бюджетные показатели, отраженные в законах о бюджете Свердловской области, принятых областным ЗакСобранием и подписанных губернатором Евгением Куйвашевым в конце 2019 и 2020 годов. За один год произошли кардинальные изменения.
Для начала взглянем на бюджет Свердловской области. Он виделся профицитным по итогам 2022 года. А теперь в нем резкое – на 30 миллиардов рублей увеличение дефицита в текущем году.
Верхний предел госдолга Свердловской области предварительно "болтался" на уровне 100 миллиардов рублей. Месяц назад подписывается закон, по которому долг стремительно растет, и, как было сказано ранее, к 1 января 2027 года составит 216 миллиардов рублей.
Посмотрим на источники заимствований. Профессор Марамыгин утверждает, что основным кредитором Свердловской области станет федеральный бюджет. Это – 76 миллиардов рублей, перетекающих из года в год, которые неизвестно когда удастся вернуть. Ранее их брать не собирались вообще. Более того, региональные власти планировали возвращать Москве прежние долги.
А банковские кредиты? Вместо 15 миллиардов теперь правительство намеревается взять почти 72 миллиарда рублей! То есть даже без учета ценных бумаг на 53 миллиарда рублей, эмитируемых Свердловской областью, долг перед банками практически уравнивается с заимствованиями из госбюджета.
"Начало 2021 года показывает, что выправления ситуации с доходами бюджета стоит ждать не ранее III квартала 2021 года, поэтому заимствования помогут без затруднений поддержать развитие нашей области", - прогнозирует Максим Марамыгин.
То есть, по мнению профессора УрГЭУ-СИНХ, заемные средства будут помогать в экономическом развитии региона, что положительно скажется на росте налоговых поступлений в свердловскую казну и возможности расплаты по долгам.
Но с этим оптимизмом трудно согласиться. Потому что у кабинета министров нет программы экономического развития региона. Есть прожекты и статьи-фантазии в газетах. Да и классных управленцев среди свердловских министров не сыскать. Если взглянуть на прогноз правительства, выход на скромный профицит областного бюджета переносится с первоначального 2022-го на 2027 год. К тому времени и долг нарастет до 216 миллиардов.
Следующие выборы губернатора Свердловской области намечены на сентябрь 2022 года. Кто в них победит, гадать смысла нет. Но известный тезис "берешь чужие – отдаешь свои" можно перефразировать и так "берут одни – расплачиваются другие". Чиновники меняются, а ноша лишь растет – как посчитали в РИА "Новый день", на каждого жителя региона сегодня приходится по 22,5 тысячи рублей из общего долга, а через несколько лет эта сумма вырастет вдвое. Вот такая комфортная жизнь в долговой яме.
Вадим ДЫНИН