Войти в почту

«Картельный Петербург»: Вадим Владимиров покинет должность главы городского УФАС

Глава УФАС по Петербургу Вадим Владимиров написал заявление об увольнении и уже со следующего месяца прекратит исполнение своих полномочий на должности руководителя городского ведомства. Об этом сообщила «Фонтанка». Информацию изданию подтвердили в пресс-службе ведомства. На данный момент Владимиров находится в отпуске, и уже с 1 февраля оставит руководство антимонопольной службой.

«Картельный Петербург»: Вадим Владимиров покинет должность главы городского УФАС
© Экспресс газета

Владимиров возглавил петербургское ведомство в декабре 2013 года, а до этого на протяжении пяти лет руководил управлением службы в Ленинградской области. В 2019 году Владимиров отмечал, что одной из главных проблем города являют ценовые сговоры на рынке госзакупок. Они наносят многомиллиардный ущерб бюджету, поэтому борьба с картелями выступает важнейшей задачей. Получилось ли у главы ведомства выполнить эту задачу, стоит рассмотреть подробнее.

Петербург во власти картелей

Вред от ценовых сговоров в России составляет около 2% ВВП, при этом наиболее часто картели в стране встречаются в фармацевтической промышленности и дорожном строительстве. Петербург, в частности, также сталкивался с ценовыми сговорами на рынке в данных отраслях. Вот только объемы у петербургских монополистов весьма низкие по сравнению с «коллегами» из других регионов.

Согласно статистике УФАС по Петербургу, с 2018 года выявлено всего три крупных картеля. Одним из наиболее весомых ценовых сговоров последних лет в Петербурге стал так называемый «снежный картель». В октябре 2019 года комиссия УФАС признала СПб ГУДП «Центр», ОАО «Коломяжское», СПб ГУДП «Путь», ОАО «Автодор СПб», СПБ ГУДСП «Курортное», АО «Автопарк №7 Спецтранс» и комитет по благоустройству Санкт-Петербурга виновными в нарушении антимонопольного законодательства. Дорожные компании реализовали сговор на рынке, который позволил им в период с 2016 по 2019 года совокупно заключить 39 контрактов на сумму 24 млрд рублей. Точка в данном деле была поставлена апелляционной инстанцией ФАС лишь в 2020 году признанием решения петербургского ведомства о наличии картеля обоснованным и законным.

Также в 2019 году выявлен крупный «медицинский картель» состоящий из 13 компаний: ООО «Полимедсервис», ООО «ДезФарм», ООО «Унимедфарм», ООО «Невская медицина», ООО «Перспектива», ООО «ТД «Элигос», ООО «Импульсмед», ООО «Мультимед», ООО «Унимед», ООО «ВИФ», ООО «МК Нева», ООО «АФС Партнер» и ООО «Перспектива СПБ». Все эти фирмы участвовали в 2015-2018 годах в более чем 200 торгах на поставку медикаментов и расходных материалов в бюджетные медучреждения Санкт-Петербурга. В рамках исполнения контрактов по указанным торгам совокупный доход указанных организаций составил 849 млн руб.

Учитывая наличие в действиях хозяйствующих субъектов признаков состава преступления, Санкт-Петербургское УФАС передало материалы дела в управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ по СПб и ЛО для рассмотрения его в рамках соответствующей уголовной статьи.

Громкое дело, нанесшее городу существенный финансовый ущерб, затмило многочисленные сговоры в сфере социального питания. С 2018 года УФАС было выявлено шесть картелей при проведении торгов на поставку питания в учреждения Петербурга. Последний картель был обнаружен в декабре 2020 года между поставщиками АО «Фирма Флоридан» и «Артис-детское питание» по контрактам на сумму более 450 млн рублей. Стоит отметить, что для «Фирмы Флоридан» данный сговор стал третьим с 2018 года.

Журналисты выяснили, что в предположительном картельном сговоре могли участвовать крупные поставщики питания, которые ранее не фигурировали в проверках УФАС. Например, комбинат питания «ТЗБ «Петроградская», вероятно, мог действовать в сговоре с «Юпитер Холл», «ТД Профпит» (ныне ООО «Аркада»), а также «Северной столицей» и «Северной Пальмирой».

При этом расследователи, ссылаясь на осведомленный источник, сообщали, что поставщики в сфере соцпитания Петербурга зачастую прибегают не только к нарушению конкурентных условий, но и к откатам представителям органов власти для получения выгодных контрактов. В расследовании фигурировали также «Фирма Флоридан», «Артис-детское питание», «Торговый дом А.П. Иванов» и другие. СМИ выяснили, что картели могли фактически захватить отрасль социального питания и, предположительно, поделить между собой сферы влияния.

Интересно, что несмотря на множество материалов в СМИ, ни один из них не стал основанием для УФАС к проведению проверки, что довольно подозрительно, учитывая слова самого Вадима Владимирова о необходимости борьбы с картелями.

УФАС и Петербург могут ждать перемены

 Владимиров занял место главы местного УФАС в 2013 году и с тех пор, количество выявленных нарушений упало в разы, что не может не удивлять. Как сообщают источники нашей редакции, новый глава антимонопольщиков со взятками в своем ведомстве не особо боролся, предпочитая закрывать глаза на некоторые заработки подчиненных, ради сохранения положительной статистики.

Так что малое число выявленных картелей может объясняться не только довольно длительными проверками в отношении подозрительных действий комбинатов при участии в госзакупках. Например, картель с участием ООО «Компания Балтфуд», ООО «Вкус», ООО «Торгово-Закупочная База», ООО «Сендо», заключивших контракты на 59,7 млн рублей, обнаружило Бюро расследований ОНФ в Петербурге, после чего обратилось в УФАС. Само ведомство на странности в контрактах внимание старалось не обращать.

Не исключено, что низкая активность УФАС и лично главы Владимирова, который с 1 февраля прекратит исполнение своих полномочий, может быть связано с так называемой «системой откатов». Учитывая информацию, приведенную выше, исключать коррупционную составляющую нельзя.

Примечательно, что Вадим Владимиров решил сложить полномочия всего через пару месяцев после ухода с поста главы ФАС Игоря Артемьева, который был на этой должности на протяжении 16 лет. Не исключено, что Владимиров с уходом Артемьева лишился так называемого покровителя. Ведь с каждым годом возникает все больше внимания СМИ к проблеме картелизированности отраслей жизнедеятельности города. Дожидаться пока журналисты и общественники начнут вскрывать серые схемы Владимиров, видимо, не стал.

Также уход главы УФАС может быть вызван стремлением Петербурга изменить механизмы избавления от картельных сделок, приносящий бюджету большой финансовый ущерб. Это обстоятельство, вероятно, может привести к дальнейшим изменениям кадрового состава антимонопольной службы.