Ужесточение уголовной ответственности для физлиц оградит ИП и самозанятых от налоговых махинаций
Предложение уравнять налоговую ответственность физических и юридических лиц является правильным, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов.
Заместитель председателя Следственного комитета РФ (СК) Елена Леоненко в интервью «Известиям» сообщила, что ведомство выступает за усиление уголовной ответственности для физических лиц за уклонение от уплаты налогов.
Если юридическое лицо пытается уклониться от уплаты налогов на крупную сумму, то ему придется отвечать перед судом и через 10 лет, а если разговор идет про индивидуальных предпринимателей (ИП), независимо от суммы, то срок давности всего два года.
Следственный комитет РФ предлагает уравнять меру ответственность между гражданами и юридическими лицами, что соответствует международной практике. На Западе уход от налогов является тяжким преступлением и имеет большие сроки давности. Такой порядок касается и физических лиц: достаточно посмотреть на дела в отношении спортсменов, актеров и бизнесменов.
СК идет в правильном направлении
«Перед нами правильный посыл, проистекающий из прошлогодней дискуссии в российской экономике. Она возникла в связи с расширением новых форм участия людей в бизнесе: в частности, ИП и самозанятых», - констатирует Сафонов.
Практика демонстрирует, что формы ИП и самозанятых используются компаниями для оптимизации налоговых обязательств.
«ИП платит небольшой налог с общей суммы – там существует небольшой взнос, который делается в пользу Пенсионного фонда России, и это используется предпринимателями. Еще ИП помогает обналичиванию денег или формированию выплат заработных плат в конвертах. Из-за всего этого возникла острая государственная проблема», - заключает Сафонов.
С помощью данных механизмов значительное число российских предприятий уходит из поля зрения налогообложения.
«Получается странная ситуация, когда существует два типа предприятий: белые и пушистые, которые платят за все, и другие, которые используют данный формат для систематического уклонения от налогов. Такие предприятия вроде бы юридически остаются в законном поле, но тем не менее получают необоснованные преференции на рынке», - констатирует Сафонов.
Данных преференций они добиваются за счет того, что целенаправленно снижают налоговую нагрузку с помощью ИП.
«Перед нами правильная тенденция, особенно по вопроса права ИП нанимать на работу физических лиц. Это создает проблему, связанную с уплатой налогов за таких граждан. Разговор идет не только о налоге на доходы физических лиц (НДФЛ), но и об уплате взносов в государственные внебюджетные фонды», - резюмирует Сафонов.
В контексте ИП руководитель записывает всю сумму заработка на себя и платит 6%, после чего расплачивается с сотрудниками в конвертах.
«Магистральная проблема в том, что, создавая преференции для новых форм занятости (ИП и самозанятых), нужно их уравнивать с точки зрения налоговой ответственности по сравнению с другими предприятиями. Это необходимо для того, чтобы такие формы занятости использовались в РФ по назначению», - заключает Сафонов.
Данный порядок закроет пути для незаконного обналичивания денег, существующих в российской налоговой системе. Разница в ответственности – это только вершина айсберга, обычно так используются законные инструменты.
Налоговые лазейки работают на теневую экономику
Проблема теневой экономики обострилась в «коронакризис»: если до 2020 года ее объемы падали, то после событий весны-лета 2020 года был замечен рост. Тем более сегодня присутствует большой интерес к наличности, а это симптом расширения теневой экономики.
«Коронавирус» и пандемия привели к тому, что формы теневой экономики стали развиваться в РФ. ИП и самозанятые могут быть как способом ухода от налоговой нагрузки, так и обналичивания денег», - констатирует Сафонов.
Однако существуют данные Федеральной налоговой службы (ФНС), что налоговые поступления по НДФЛ увеличиваются.
«Данный результат достигается за счет компаний, которые являются прозрачными для ФНС. В ведомстве создается система, которая делает их более прозрачными. ИП и самозанятые пока под контроль не взяты, а «коронакризис» продемонстрировал, что сохранение легальных трудовых отношений несет убытки для отечественного бизнеса», - резюмирует Сафонов.
В первую очередь это обязательства по заработной плате, необходимость, пусть и с отсрочкой, заплатить деньги в федеральный бюджет. Перевод работников в режим самозанятых позволяет серьезно сократить налоговые издержки.
«По статистике самозанятые в РФ приросли миллионом человек, но имеются данные, что 400 тысяч из них представляют собой людей, которые ранее состояли в трудовых отношениях: это демонстрирует глубину проблемы», - заключает Сафонов.
Следственный комитет РФ предлагает ограничить возможности для ухода от налогов через институты ИП и самозанятых, а для этого необходимо уравнять по налоговой ответственности данных экономических игроков с юридическими лицами.