«Бабушка Агафья» осиротела
Информационный портал «Мир новостей» рассказывает об этом эпатажном человеке с очень оригинальными взглядами.
Никто не ожидал, что Трубников уйдет из жизни так внезапно. Еще недавно он вел свой инстаграм, где фотографировался вместе с Хабибом Нурмагомедовым на приеме в Государственном Кремлевском дворце. Последнее фото, опубликованное всего за день до смерти, - бизнесмен поздравляет своих подписчиков с наступающим Рождеством.
Не было подозрений, что он болел коронавирусом, находился в депрессии или у него были какие-то враги. Разве что инстаграм назывался оригинально: «Трубников: лети или умри».
Полет был прерван 7 января, когда бизнесмена обнаружили в его доме в Подмосковье. Следователи еще выяснят, как он умер. Официальная версия - обострение хронических заболеваний. А мы пока расскажем, как Трубников летал.
Отчим устроил в МГИМО
Он не верил в советское образование. Зачем долго учиться, чтобы потом работать за 120 рублей в месяц? Андрей говорил, что хотел стать поваром, чтобы было можно всегда быть при еде, воровать мясо с кухни.
В юности родители не давали ему денег, и Трубников работал дворником в своем подъезде. Потом отчим устроил его в МГИМО на факультет экономических отношений, и там он тоже подрабатывал дворником. Удивительно, если вспомнить, что в 1977 году поступить в МГИМО было не проще, чем полететь в космос.
Институт международных отношений был окончен только через 12 лет - в 1989-м. Трубников постоянно отвлекался от учебы, потому что все время хотел заработать, и уже был готов пойти в МИД, но туда его не взяли. Да и сам Андрей говорил, что просто бы там не выдержал.
Он начал заниматься бизнесом в 1998 году, но сразу же разорился. Все помнят, какой страшный тогда случился кризис. Трубников рассказывал, что у него на руках остались 10 тыс. долларов, пять из которых он пропил, а на оставшиеся деньги купил «Волгу». Продал свою квартиру, переехал в хрущевку. У него родилась дочка. Это был большой стресс: «Я целый год пил водку». В конце концов пришлось открыть свой новый бизнес, потому что на работу его брать никто не хотел.
Жаба на шее
2002 год - основана компания «Первое решение». 2003 год - придуман бренд «Рецепты бабушки Агафьи». 2008 год - появился бренд Natura Siberica. 2013 год - годовая выручка составила 5,9 млрд рублей. Как говорил сам Трубников, его бизнес занимает 8-10 процентов рынка, хотя гениальным он себя не считал.
«Мы как-то с другом купили книжку, в которой проверялось IQ. И оказалось, он у меня на уровне Майка Тайсона. Я тупой, как питекантроп», - объяснял Трубников, когда давал интервью РБК, сидя в кресле. А на его шее красовалась кожаная сумочка в виде сушеной жабы, с которой бизнесмен не расставался, - это была его фишка.
На путь истинный его наставила бывшая жена. Они мыли дома посуду дорогим моющим средством. И жена сказала: если сделаешь дешевую моющую жидкость, то все женщины будут тебе благодарны. Трубников пошел в институт бытовой химии и купил формулу у какой-то женщины за 5 тыс. долларов. Это по дешевке, потому что секрет промышленных химикатов стоит гораздо дороже.
Формула оказалась насколько простой и даже примитивной, что Трубников ее не записывал - просто запомнил. Решил нанять какого-то вьетнамца, чтобы он в бочке все по рецепту правильно размешал, а потом через воронку разлил по бутылкам и продал как жидкость для мытья посуды. Правда, в итоге они с партнером-сирийцем купили чан, где эта жидкость размешивалась. Кое-как выпустили первую партию. Вдвоем все разлили, сами наклеили этикетки, отвезли на оптовый рынок в Марьину Рощу на старом «москвиче» с прогнившим дном, через которое было видно дорогу. Сдали товар каким-то арабам, и те продали все очень быстро - буквально за день.
Вот так каждую ночь они и бодяжили жидкость по бутылкам. Потом наняли двух рабочих, купили станок по выдуву посуды, снижали себестоимость. И раскрутили производство на пустом месте. Сначала был один вид жидкости для мытья (с запахом лимона), потом появилась линейка из 18 видов - с запахом фейхоа, персика... Женщинам нравится, чтобы чем-то пахло.
Потом появился шампунь «Фруктовый вернисаж», который тоже стал успешным. Правда, там пробка не подходила к бутылке. Тогда пришлось затягивать ее в тиски и забивать молотком.
Бабушка следит за тобой
А в 2002 году Андрею Трубникову явился образ бабушки Агафьи. Он вцепился в него обеими руками и больше никогда не отпускал.
Вообще к созданию товара он подходил очень серьезно. Например, лицо бабушки рисовали полтора года. Перерисовывали его сто раз. Трубников ставил портрет бабушки в ванной и ходил вокруг него. Ему казалось, что Агафья подозрительно смотрит, у нее злой взгляд. И бизнесмен просил перерисовать глаза, чтобы бабушка была доброй. А в другой раз недоставало морщинок... В общем, нужно было достичь идеала.
Когда бабушку показали дистрибьюторам и маркетологам, они сказали, что это полная туфта. Потому что «нельзя продавать косметику для женщин с лицом старухи. Молодая девушка не захочет стать бабушкой, и такой бренд не пойдет».
Многие компании даже не хотели брать товар на пробу, но эта косметика все-таки оказалась в магазинах и вдруг произвела фурор. «Бабушка Агафья» принесла Трубникову целое состояние.
Оборудование, помещение, дизайн - уже шла работа по-взрослому. Были открыты два завода - в Подмосковье и Эстонии. Штат составлял 3000 человек. Каждый день с конвейера выходило 400 тыс. банок косметики под двумя десятками названий. Оборот бизнеса составил больше 9 млрд рублей в год.
На «феррари» по Подмосковью
Трубников богатым себя не считал. Хотя в гараже его подмосковного особняка стоял черный «феррари», на котором он ездил куда-то по выходным, чтобы попить кофе.
«Мне нравятся женщины, как «феррари», чтобы были трудны в управлении, - говорил он. - Не домохозяйки, которые моют дом и варят борщ. Это неинтересно. Я люблю бешеные машины и безумный стиль жизни».
При этом Трубников не любил большие города, такие как Москва и Нью-Йорк, где все бегают злые и агрессивные и хотят друг друга убить из-за денег. Он переехал в глубокое Подмосковье, где уединился с природой...
А та жаба на груди - сувенир с филиппинского острова Себу. Там она продавалась за копейки как талисман для увеличения богатства. Она появилась у Трубникова, и примерно тогда начался стремительный рост его богатства. Сам бизнесмен втайне верил в мистическую силу жабы-кошелька.
Конечно, в бизнесе было не все гладко. В середине 2020 года его компания была на грани закрытия. Сообщали, что Олег Дерипаска намерен подать иск на сумму 4,5 млрд рублей. Претензии олигарха были связаны с пожаром на московском заводе ДОЗАКЛ, который мог произойти по вине менеджеров Natura Siberica (компания снимала часть помещений).
Трубников не боялся ни кризиса, ни проблем. В апреле прошлого года он дал интервью, в котором заявил, что пандемия коронавируса оздоровит рынок. При этом философски отнесся к перспективе прогореть в кризисное время: «Если я пропаду и сдохну, то, значит, я тоже достоин того, чтобы меня выкинули за борт».
Он старался не отставать от молодежи: «Они поют странные песни, носят кроссовки, мажутся, как зря. Но я смотрю на них и понимаю, что нужно стараться быть похожим на них. Я завел TikTok и нанял команду для рабочей группы по разработке новых брендов, им по 18-20 лет. Хотя коронавирус и самоизоляция привели к тому, что я разленился и немного отупел. Сижу дома, работаю только в WhatsApp. Да и люди вокруг медленнее соображают, у них стиль жизни стал самоизолированный. Не хотят ходить на работу и мечтают, чтобы Собянин закрыл все предприятия. Пандемия привела к тому, что из-за экономической ситуации традиционные бренды теряют свои позиции. Наши магазины сейчас делают только 70% выручки от докоронавирусного уровня».
В целом смерть Трубникова - это серьезный удар по косметическому бизнесу, и все эксперты теперь ломают голову, как это отразится на целой отрасли. Ну и факт в том, что мы потеряли очень оригинального и самобытного бизнесмена со своими странностями.
Может быть, потом выяснится, что Трубников не умер, а улетел в астрал, оставив свое бренное тело на Земле. Кто знает?
Материал подготовил
Степан Строев.
Фото: М. Джапаридзе/ТАСС