Достучаться до босса: как добиться повышения на удаленке
Карьерный рост и высокий заработок – всегда в топе главных новогодних желаний россиян. Но в условиях удаленки добиться повышения или прибавки стало сложнее. «Профиль» поговорил с HR-экспертами и руководителями о том, можно ли получить более высокую должность на дистанционке и что для этого надо делать.
Найти возможность
В режиме удаленной работы коммуникации нарушаются, и это неизбежно влияет на перспективы карьерного роста. «Привычный формат проявления своих деловых качеств на удаленке становится практически невозможным, – говорит директор по персоналу компании Oberon Элина Кудишина. – Руководитель не видит своего подчиненного, не слышит его телефонных разговоров. Меньше участвует в рабочих встречах».
В таких условиях особенно сложно строить карьеру тем, кто делал ставку на собственную коммуникабельность и общение с шефом. «Когда люди работают в опенспейсе за соседними столами, из двух примерно одинаковых кандидатов на повышение выберут того, с кем начальнику приятнее общаться. При удаленной работе эта эмоциональная составляющая становится менее важной», – считает предприниматель и член международной ассоциации коучинга ICI Александр Борисов.
Но в целом карьерный рост вполне возможен в дистанционном формате, уверены кадровики и управленцы. «Удаленный режим работы не является препятствием для построения карьеры. Если сам сотрудник нацелен на развитие и карьерный рост, он найдет возможность для взаимодействия с коллегами и непосредственным руководителем по почте, телефону или ВКС», – считает замгендиректора по управлению персоналом Step Logic Ирина Гришина. По ее словам, с марта по декабрь 2020 года в компании получили повышение более 30 сотрудников, работающих на удаленке.
В дистанционном формате есть возможность вырасти до руководителя отдела или занять другую более высокую позицию, подтверждает гендиректор кадрового агентства КАУС Екатерина Крупина. «Подняться на одну-две ступени – точно можно», – уверена она.
Показать самостоятельность
По словам директора по персоналу «СберСервиса» Оксаны Шурыгиной, в режиме онлайн на карьерный рост сотрудника влияют те же факторы, что и в офисе – эффективность работы выше ожиданий, высокая вовлеченность и наличие общих ценностей с компанией. Но некоторые навыки приобретают особую роль – например, умение правильно доносить информацию, проактивно поддерживать связь с руководством и оперативно реагировать на изменения.
Удаленка меняет весь рельеф карьеризма, считает совладелец консалтингового агентства Stratagema.consulting и экс-директор по развитию образовательных программ холдинга «Синергия» Рада Горшкова. По ее мнению, теперь управленцы будут больше ориентироваться на количественные показатели и выполнение KPI как самое точное мерило эффективности на удаленке.
При этом повысится роль тех сотрудников, которые смогут быстрее и лучше понимать поставленные задачи и выполнять их в максимально автономном режиме. Самые самостоятельные специалисты будут выигрывать у коллег в карьерном плане. «Это связано с тем, что в компаниях порой 50% рабочего времени команд уходит на координацию, встречи и совещания. Судя по опросам, это самый раздражающий фактор, который мешает выполнению рабочих задач», – говорит Горшкова.
С этой оценкой согласна HR-эксперт hh.ru, консультант премии «HR-бренд» и Рейтинга работодателей России Елена Лондарь. Сотрудников, которые привыкли отвлекать коллег элементарными вопросами вроде «В какой папке на сервере искать этот документ?» или «Что полагается делать по инструкции в таком случае?», удаленка быстро перевоспитывает, подчеркивает HR-эксперт. «В удаленном формате игнорировать такие вопросы гораздо легче, чем когда их задают, стоя у вас над душой. Человек быстро понимает, что проще разобраться, наконец, самому, чем дожидаться ответа. А проявление максимальной самостоятельности может послужить большим плюсом при карьерном продвижении на удаленке», – считает Лондарь.
Заявить о себе
Шансы на повышение, конечно же, зависят не только от самого сотрудника и наличия свободных позиций в команде. Чтобы оценить свои перспективы, управленцы рекомендуют обратить внимание на устоявшиеся в компании кадровые практики.
«Для начала стоит разобраться, насколько карьерные лифты были развиты в компании до перехода на удаленную работу, – говорит сооснователь и управляющий партнер «ПланФакт» Алексей Боев. – Есть ли примеры, когда младший менеджер вырастал в руководителя группы, а руководитель группы – в директора направления? Часто ли такое происходило или это скорее исключение?»
По словам Боева, неразвитые карьерные лифты вряд ли расцветут в режиме тотальной удаленки – скорее, наоборот. Но в любом случае тем, кто нацелился на повышение, он советует быть максимально заметными – рассказывать о результатах своей работы, делиться сложными моментами, предлагать нововведения. Причем не дожидаясь, пока спросят. Лучший способ показать свою готовность к повышению – это разговор с непосредственным руководителем, подчеркивает Оксана Шурыгина из «СберСервиса». К встрече она советует тщательно готовиться и, если беседа проходит онлайн, обязательно продумать визуализацию материалов.
Такая встреча не всегда приведет к мгновенному повышению, признает директор по персоналу. Но сотрудник заявит о себе как о потенциальном кандидате, который хочет расти и имеет необходимые компетенции. А это в любом случае полезно для карьеры – если не сейчас, то в будущем.