Войти в почту

Реформа контрольно-надзорной деятельности в стране, анонсированная российским правительством несколько лет назад, началась. Основные нормы правовых актов, так называемой «регуляторной гильотины», касающиеся контроля и надзора бизнеса, строительства, санитарных норм, будут отменены. Это закреплено в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Далее каждые шесть лет, при необходимости, их станут заново переоценивать. Если же они устареют или станут недейственными, то их отменят. Какие новшества ожидают нас? СанПиН «урежут» в 40 раз Федеральный Роспотребнадзор отсечет «регуляторной гильотиной» многие действующие в стране более 60 лет и не отвечающие современным регалиям санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормы. «В результате большой работы, проводимой учеными РАН и практиками Роспотребнадзора, экспертами и представителями общественных объединений, вместо 424 нормативно-правовых актов, действующих сегодня, с 1 января 2021 года начнут действовать 10 нормативно-правовых актов, а также дополняющие их методические рекомендации и специально разработанные иллюстрированные пособия, наглядно разъясняющие требования и риски, связанные с их неисполнением», — говорится в сообщении пресс-службы главного государственного санитарного ведомства ТАСС. Уточняется, что по разделу «Эпидемиология» было пересмотрено 58 документов, требования систематизировали и сделали из них единый проект санитарно-эпидемиологических правил «Профилактика инфекционных и паразитарных болезней». Также было актуализировано 65 гигиенических нормативов. Сейчас продолжается модернизация санитарных правил по разделу «Гигиена». Помимо этого сформированы проекты восьми санитарных правил по направлениям: «Услуги», «Условия проживания и содержание территории», «Условия труда и производственные процессы», «Условия воспитания и обучения детей и подростков», «Радиационная безопасность», «Транспорт», «Требования для «специальных объектов», «Общественное питание». Действует частично При этом реформа контрольно-надзорной деятельности предполагает отмену с 2021 года всех надзорных требований к бизнесу, которые к этому моменту не были пересмотрены и актуализированы. Все требования к предпринимателям будут вноситься в публичный реестр и пересматриваться на предмет обоснованности не реже, чем раз в пять лет. Для реализации «регуляторной гильотины» правительство разрабатывает законопроекты «Об обязательных требованиях» и «О государственном контроле (надзоре)». Однако закон с 1 ноября вступил в силу пока не полностью. Какие нормы пока отложили? В беседе с корреспондентом «Российской газеты» президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Катырин отметил следующее: — Закон об обязательных требованиях практически весь вступает в силу за исключением двух положений. Первое — это норма о новых сроках вступления обязательных требований в силу (один раз в шесть месяцев). И второе — создание реестра обязательных требований. Его разработку сейчас ведет Правительство РФ. Реестр должен появиться к 1 марта 2021 года. Он создается для того, чтобы весь массив обязательных требований — новых и в том числе старых, которые «избежали» гильотины, — был заранее известен как бизнесу, так и контролерам. Это исключит случаи, когда инспектор приходит с проверкой о соблюдении требований, о которых предприниматель может даже не догадываться. Новые требования будут появляться в реестре на специальном сайте сразу после вступления их в силу. А вот особый порядок исключения требований из реестра будет урегулирован после выхода соответствующего постановления правительства. По словам Сергея Катырина, ТПП предлагает, чтобы в реестр включили обязательные требования, которые содержатся не только в подзаконных актах, но и в законах. А также положения актов, которые непосредственно не содержат обязательные требования, но при этом регламентируют процедуру их исполнения (положения, порядки, регламенты и так далее). Это позволит наиболее полно охватить весь массив правил для бизнеса, сделать эту сферу максимально прозрачной. Известно также, что российский бизнес давно ждал всех этих перемен. Но сначала реформа планировалась не такой глубокой, как сейчас. Что пришлось корректировать? — Изначально «регуляторная гильотина» задумывалась с целью отсечь избыточные и устаревшие обязательные требования, многие из которых были попросту невыполнимы на практике. К примеру, известны случаи, когда проверяющие требовали у предприятия инструкции по пользованию лестницей-стремянкой или просили предоставить акты выполнения работ в открытом космосе. В сентябре 2019 года вышло поручение правительства об отмене более 20 тысяч актов СССР и РСФСР. В этот документ вошло более 50 документов, предложенных ТПП. Преимущественно в сфере труда и горной промышленности. А в развитие реформы была начата с участием нашей Палаты как раз разработка закона об обязательных требованиях. Ко второму чтению в тексте были прописаны основные принципы для требований. И по нашей инициативе включено положение, что в случае противоречия друг другу нескольких требований предприниматель может соблюдать любое из них, — отметил президент ТПП. При этом крайне важно, чтобы при отмене старых требований не образовывался правовой пробел. Когда ни контролер, ни предприниматель не будут иметь представления, какими требованиями они должны руководствоваться. Говоря о пользе нововведений для простого обывателя, Катырин подчеркнул, что «Подзаконные акты в принципе должны стать более понятными, в том числе и для потребителей. Они тоже смогут пользоваться единым реестром и получать из него актуальную информацию». По мнению журналиста «РГ», отмена многих обязательных требований (в сфере торговли, общепита и так далее) позволит существенно снизить административную нагрузку на предпринимателей. Они смогут более эффективно развивать свое дело, повысить качество производимой ими продукции и оказываемых услуг. Таким образом, от проведения реформы смогут выиграть все — как бизнес, так и потребители. Все выстрелы… мимо? Предполагалось, что благодаря мерам, осуществляемым в рамках «регуляторной гильотины», будет снижена нагрузка в ключевых отраслях экономики. В частности, в строительстве нормы станут более прозрачными — как для девелоперов, контрольных и надзорных органов, так и для потребителей. Впрочем, как говорят участники рынка, пока «все выстрелы мимо», отмечают журналисты газеты «Деловой Петербург». Так, по версии издания, партнер юридической фирмы «Качкин и партнеры» Дмитрий Некрестьянов рассказывает, что уже принято несколько постановлений Правительства РФ об отмене устаревших актов, которыми упразднено 14 тысяч документов. — Однако при ознакомлении с этими перечнями становится очевидно, что отменяют совершенно неактуальные документы, которые чисто формально существовали, но не применялись (например, о длительности отпусков колхозников). Так что пока «регуляторная гильотина» — это модный тренд, но не имеющий полезного эффекта, — полагает юрист. Строительную отрасль затронула лишь небольшая часть гильотины. Так, Постановлением правительства РФ от 29 июля 2020 года № 1136 были отменены или признаны утратившими силу порядка 30 актов и отдельных положений, содержащих обязательные требования при осуществлении государственного контроля в сферах теплоснабжения, обеспечения энергетической эффективности, строительства и ЖКХ. — В частности, постановление отменяет нормы, касающиеся стандарта раскрытия информации управляющими компаниями, регулирующие ведение реестра специалистов в области архитектуры и строительства, разработку проектной документации на объект капитального строительства. Изменения коснутся и саморегулируемых организаций, осуществляющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации и строительство в части, касающейся компенсационных фондов, — поясняет Михаил Ковальчук, управляющий партнер адвокатского бюро «Ковальчук и партнеры». Но не стоит думать, опять же, по мнению юристов, что требования, установленные этими актами, будут полностью сняты. — Например, утратят силу некоторые подзаконные акты в области регулирования энергоэффективности зданий. При этом Минстрой планирует не отказываться от регулирования данной сферы вовсе, а принять новый правовой акт, аналогичный отмененному. Логично было бы в таком случае не применять регуляторную гильотину, а реформировать законодательство, чтобы избежать вопросов, связанных с возможным отсутствием правовой базы в переходный период. Получается, что истинной гильотиной, по крайней мере, в сфере энергоэффективности, это не является, — уверена юрист Елена Крестьянцева. Также часть отмененных правил планируется оформить в прямые нормы Градостроительного кодекса РФ. Соответствующий законопроект уже подготовлен к рассмотрению правительством. Лишнее удорожание Кроме того, с прошлого августа отменено множество СНиПов, а точнее, переведено из разряда обязательных к применению в разряд рекомендованных, сообщают журналисты «РГ». Это касается, например, чрезмерных требований по доле парковочных мест для инвалидов, которые на практике остаются пустыми. Есть и множество других примеров. В целом выполнение избыточного количества мероприятий негативно сказывается на себестоимости объектов, ложится лишним рублем на плечи дольщиков и инвесторов. — Процесс такой замены идет уже давно, но, как показывает практика, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Дело в том, что если эти «добровольные» нормы не применять, то при проведении экспертизы проектной документации застройщик не сможет обосновать соответствие объекта строительства требованиям федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Другими словами, легче не становится, — рассказывает изданию Юрий Колотвин, генеральный директор ПСК. Сокращение избыточных требований в строительстве — позитивная тенденция, говорят участники рынка. Многие СНиПы действительно элементарно утратили актуальность с течением времени, другие были приняты под давлением разного рода лобби. В качестве примера журналистам привели свод правил 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий», регламентирующий требования к ограждающим конструкциям (стенам) по сопротивлению теплопередачи. По мнению строителей, параметры, заложенные в нем, многим специалистам давно кажутся чрезмерными. Согласно теплотехническим расчетам, при действующих нормах 85% теплопотерь вообще приходится не на стены, а на системы вентиляции, кровлю, окна, балконы и полы. Соответственно, излишние требования к ограждающим конструкциям здания приводят лишь к неоправданному использованию слишком большого количества дорогостоящего утеплителя. Достаточно не мешать Это, естественно, по оценке представителей риэлторской сферы, отражается на цене квадратного метра для покупателя. Парадокс еще и в том, что экономия из-за снижения расходов на обогрев окупит себя не раньше чем через 35 лет, а это существенно дольше срока службы теплоизоляционных стройматериалов, используемых для утепления фасадов. По версии «Российской газеты», в целом стройрынок пока не заметил этой отмены. А его представители говорят о «гильотине» так: «Нам не надо помогать — лучше не мешайте». От проверок к мониторингу В середине октября члены Общественной палаты РФ оценили новую модель контрольно-надзорной деятельности в сфере российского образования. Вот что сообщается на официальном портале ОП РФ. По словам Дарьи Аксеновой, сотрудника подведомственной Рособрнадзору организации, в настоящее время все меры, применяемые по результатам контрольно-надзорных мероприятий, направлены на выявление и наказание за совершение неправомерных действий. А все контрольно-надзорные мероприятия сводятся к проверкам. — Мы получаем много критических замечаний и со стороны образовательных организаций, и профессионального сообщества: все говорят о том, что надо применять меньше карательных мер. Соответственно, общая модель «гильотины» построена на законопроекте Минэкономразвития и строится на уходе от проверок и наказаний как приоритетных задач к мониторингам и рекомендациям по развитию. В сфере образования предполагается такая же деятельность, — заявила Аксенова. Таким образом, контрольно-надзорные мероприятия, по ее словам, будут сосредоточены на соответствии лицензионным требованиям и оценке качества подготовки. Кроме того, принято решение больше внимания уделять не только образовательной, но и воспитательной деятельности. — Если образовательная организация, например, плохо ведет сайт, за это не только наказывают, но и даже лишают лицензии. При этом страдают обучающиеся, поэтому мы будем пересматривать такие подходы. Что касается мер воздействия, то максимальная мера — штраф. Исходить будем из соразмерности наказания: проверять, приняты ли должностными лицами все доступные меры и созданы ли учредителями соответствующие условия — такие истории возникают довольно часто, значит, они тоже должны быть причастны к этой ответственности, — пояснила Дарья Аксенова. Она также объявила, что со временем к итоговым аттестациям и присвоениям квалификаций преподавателям, которые сейчас проводят образовательные организации, будут привлекаться работодатели. С изменениями регламентации образовательной деятельности в части аккредитации образовательных программ присутствующих ознакомила заместитель руководителя Рособрнадзора Наталия Наумова, среди нововведений — учет сведений о независимой оценке качества подготовки обучающихся при проведении госаккредитации. Кроме того, общественники и представители надзорных ведомств рассмотрели проблемы лицензирования и государственной аккредитации образовательных организаций высшего образования. Эксперты отметили характерную тенденцию: хотя ФГОС внедряется на всех уровнях образования, образовательные лицензии отзываются только у вузов. — Нестабильность используемых индикаторов и отказов дает понимание, что они определены противоречиями глобального, а не частного характера. Государственная аккредитация — не столько про качество образования, про соответствие ФГОС, это допуск к бюджетному финансированию. Это однозначно. Если этот момент убрать, количество желающих аккредитоваться резко упадет. А для государственных контролирующих органов — это «регуляторная гильотина» в условиях ограниченного финансирования, — поделилась выводами член общественного совета при Рособрнадзоре Зоя Макаровская. Вносут в календарь Российским ведомствам отныне предстоит ежегодно доказывать необходимость обязательных требований, сообщает журнал «Коммерсантъ». После срабатывания «регуляторной гильотины» их работа по снижению административной нагрузки на бизнес за счет пересмотра и отмены обязательных требований не прекратится. С 2021 года Минэкономики предлагает регуляторам ежегодно оценивать требования к бизнесу на предмет их эффективности. Принимать решение о пролонгации или отмене обязательных требований предстоит правительственной комиссии по административной реформе после анализа их применения и реального влияния на экономику. Де-факто речь идет о внедрении в РФ механизма «доказательного госрегулирования». Выиграют все? На вопрос журналистов «РГ» президенту ТПП Сергею Катырину: «А что нам, простым потребителям, даст этот закон, запускающий механизм регуляторной гильотины?» спикер ответил так: — Подзаконные акты в принципе должны стать более понятными, в том числе и для потребителей. Они тоже смогут пользоваться единым реестром и получать из него актуальную информацию. Отмена многих обязательных требований (в сфере торговли, общепита и так далее) позволит существенно снизить административную нагрузку на предпринимателей. Они смогут более эффективно развивать свое дело, повысить качество производимой ими продукции и оказываемых услуг. Таким образом, от проведения реформы смогут выиграть все — как бизнес, так и потребители. Вот только бы с водой, как обычно это бывает, не выплеснули бы ребенка. Как это будет, опять-таки покажет время. Подготовил Виктор СВИБЛОВ.