Чиновники завершают торги. К чему готовят систему госзакупок

Перезагрузка контрактной системы госзакупок выходит на финишную прямую. После первого блока поправок, принятых в начале 2020 г., Минфин готовит еще один пакет изменений в федеральный закон № 44-ФЗ. На выходе реформа должна дать заметное упрощение, ускорение всех закупочных процедур и повысить их качество, заявили участники онлайн-конференции «Система госзакупок на рубеже новаций: итоги-2020, планы-2021».

Работа по переформатированию контрактной системы началась еще в 2019 г. Отправной точкой стала утвержденная правительством концепция повышения эффективности бюджетных расходов. Развитию контрактной системы в ней посвящен целый раздел. С помощью новых поправок Минфин рассчитывает исправить ситуацию, о которой на одном из заседаний правительства говорил премьер Михаил Мишустин. По его словам, соблюдение условий закупки сейчас важнее конечного результата, а должно быть наоборот.

Что есть?

Ради этого закон унифицируется и упрощается. С 1 апреля при закупках субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ответственных некоммерческих организаций (СОНКО) обеспечения исполнения контракта (ОИК) может не требоваться. А с 1 июля минимальный размер ОИК был снижен с 5 до 0,5%. Также ОИК можно не устанавливать в том случае, если осуществляется казначейское сопровождение контракта (если ОИК все-таки устанавливается, то его размер не может превышать 10%).

Олег Гурин, председатель экспертного совета журнала «Прогосзаказ.рф»: «В случае если расчеты по выплате аванса подлежат казначейскому сопровождению, ОИК устанавливается от разницы между начальной максимальной ценой контракта (НМЦК) и размером аванса.

Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) также претерпело изменение. Если закупка производится среди субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, то с 1 апреля текущего года победитель освобождается от предоставления ОГО, если оно требовалось в случае предоставления «расширенного подтверждения добросовестности». Речь идет о трех контрактах не менее чем на сумму НМЦК, при условии, что эти контракты были исполнены в течение трех лет, предшествующих подаче заявки, без применения к участнику закупки неустоек».

Еще одна важная для заказчиков норма: с 1 июля 2020 г. заказчики вправе не требовать предоставления ОГО при проведении закупок любых товаров, даже если контрактом предусмотрены гарантийные обязательства (ГО). При этом, правда, непонятно, в какой именно момент предоставляется обеспечение гарантийных обязательств, если такое требование установлено в проекте контракта.

«44-ФЗ оставляет этот вопрос открытым, поэтому заказчики здесь могут проявлять определенную свободу творчества. В частности, есть практика, согласно которой существует возможность требовать выполнения ГО непосредственно вместе с подписанным контрактом, то есть в этом случае обеспечение ГО может быть предоставлено одновременно с обеспечением исполнения контракта. Это может быть одна сумма или одна банковская гарантия, которая выделяется в части обеспечения исполнения контракта и обеспечения гарантийных обязательств», — пояснил Олег Гурин.

Определенные меры ответственности по контрактам и механизмы появились уже в период пандемии. Наталья Абрамова, автор курсов образовательного проекта «РТС-тендер» «Профессионал закупок»: «Введенная в 2020?г. возможность списания неустойки наряду с другими изменениями 44-ФЗ является действенной мерой поддержки бизнеса в период пандемии. При этом от заказчика требуется не только соблюдение установленных постановлением № 783 алгоритма и сроков списания неустойки, но и обеспечение обоснованности в принятии такого решения, иначе могут возникнуть проблемы, связанные с неправомерным освобождением контрагента от ответственности. Правоприменительная практика по списанию неустойки в связи с COVID-19 еще только начинает складываться, в связи с чем обсуждение проблем по реализации этого механизма является актуальным. В частности, если причина нарушения условий контракта и появления неустойки — коронавирус, заказчик списывает полную сумму неустойки без привязки к проценту от цены контракта».

Что будет?

Самым заметным изменением станет упразднение в законе термина «банковская гарантия», вместо которого появится термин «независимая гарантия».

«Банковская гарантия останется одной из разновидностей независимых гарантий, но кроме банков независимые гарантии будут выдаваться государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» и региональными гарантийными организациями, предусмотренными 209-ФЗ, соответствующими требованиям Правительства РФ и включенными в перечень Минфина РФ», — сказал Гурин.

Важные и долгожданные изменения ожидаются в квотировании закупок российского производства. Перечень отраслей, на которые будут распространяться нормы о квотировании закупок, расширен. Теперь к ним относятся не только высокотехнологичные отрасли, но и медтехника и медицинские товары, электронная продукция, телекоммуникационное оборудование, микроэлектроника, музыкальные инструменты.

«Для каждого из сегментов будет свой размер квот. Он рассчитывался исходя из возможностей российских производителей, согласовывался с федеральными органами исполнительной власти, отвечающими за соответствующее направление», — отмечает заместитель директора департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России Надежда Лещенко.

С 1 апреля 2021 г. заказчики будут по-новому проводить запрос котировок в электронной форме. Как пояснила руководитель представительства «РТС-тендер» по Амурской области Ольга Самокрутова, в этом разрезе — два ключевых изменения: «Начальная максимальная цена контракта лимитируется 3 млн рублей и изменяется срок подачи заявок участниками, алгоритм заключения контракта и работа членов котировочной комиссии. Протокол подведения итогов необходимо подписывать усиленными квалифицированными подписями. С этого же времени появляется право заказчиков проводить закупки у единственного поставщика до 3 млн рублей по одной сделке, при условии, что они будут проходить в электронной форме с использованием электронной площадки».

Еще один уверенный тренд, который наметился в 2020 г., — это популярность упрощенной процедуры закупок и ротация государственных закупок в сегмент закупок малого объема (ЗМО). Причины — это высокая доля срочных закупок жизненно важных ТРУ (товары, работы, услуги) и массовый переход бизнеса в онлайн-сегмент.

Владимир Лишенков, генеральный директор площадки «РТС-тендер»: «Только за 9 месяцев 2020 г. количество малых закупок увеличилось на 37%, а объем — на 64% по сравнению с 2019 г. Внедрение электронных магазинов и рост числа закупок малых объемов способствует росту доверия государства к бизнесу».

Другая новация — автоматизация через систему «Веб-торги». Елена Волкова, первый заместитель министра по регулированию контрактной системы в сфере закупок Приморского края: «С 2021 г. все согласования условий закупок будут проходить через региональную информационную систему «Веб-торги», к которой уже подключены все муниципалитеты региона».

Что надо?

«Необходимо предусмотреть смягчение условий закупки в соответствии с 616-м и 617-м постановлениями правительства. У заказчиков возникает много проблем из-за подобных ограничений допуска иностранных товаров, недавний пример с чрезвычайной ситуацией в Приморье это подтверждает. Второй момент — это возможность перевода процедуры одностороннего отказа от заключения контракта с поставщиков в Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС) без обязательства почтовых и иных уведомлений. Это значительно упростит процедуру закупки», — считает Елена Волкова.

Начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Артем Лобов среди наиболее важных проблем 44-ФЗ ФАС отмечает три момента: установление заказчиками в тендерной документации «ловушек» для формального отклонения участников, сговор на торгах и «цикличность» проведения закупки. При этом у ведомства есть предложения по устранению данных проблем.

«Исключить «ловушки» в документации позволит установление согласия участника. Избежать сговора на торгах можно, сократив время проведения аукциона до двух часов, а впоследствии и до десяти минут после окончания срока подачи заявок, чтобы у участников не было возможности договориться о каких-либо поведенческих моделях. В отношении цикличности достаточная конкуренция наблюдается не по всем товарным рынкам. Поэтому решением здесь могла бы стать возможность заказчика согласовать любую другую организацию без необходимости проводить повторные закупки бесконечно», — комментирует Артем Лобов.

Еще один важный вопрос касается создания рейтинга деловой репутации, который станет хорошей мотивацией для поставщиков и исполнителей по контрактам. Эта идея поддерживается и на правительственном уровне. Рейтинг будет присваиваться автоматически в зависимости от качества, количества и стоимости исполненных контрактов.

Нововведения в ЕИС

Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) за неполный 2020 г. уже провела порядка 63,5 млрд транзакций и насчитывает порядка 2,7 млн активных пользователей.

Как рассказала заместитель начальника Управления развития контрактной системы Федерального казначейства Кристина Маркова, на сегодняшний день система позволяет прослеживать всю цепочку закупочного процесса по нацпроектам, вести учет закупок российской и импортной продукции, авторасчет квот.

«Большое внимание уделяется системе управления инцидентами. Вся телеметрия при сбоях записывается из личного кабинета заказчиков через специальный плагин, никаких дополнительных действий не требуется. В рамках оптимизационного пакета поправок в 44-ФЗ ведомством планируется реализация ряда нововведений, направленных на электронный документооборот: запуск новой процедуры «Электронный магазин» на базе взаимодействия ЕИС с операторами ЭТП, появление структурированного электронного контракта, обязательность применения электронного документа о приемке, централизованное ведение на ЕИС всей юридически значимой переписки между заказчиком и поставщиком при исполнении контракта, а также вся претензионная работа между сторонами и электронное обжалование в ФАС», — пояснила Кристина Маркова.