Войти в почту

«Горожанину не нужен ответ – ему нужно решение проблемы» - общественник Вячеслав Ходарин в проекте «Сам ...

Омск – город беспокойный. Город, о котором на уровне страны сложилось мнение, что если уж в нем что-то случилось, то непременно новость будет со знаком минус. То Навальный здесь внезапно отравится, то карета скорой помощи перед министерством устроит демарш, то губернатор отменит Новый Год… И это только за последние полтора месяца! И обыватели, по неискоренимой российской привычке, ругают на чем свет стоит руководителей города и области, включая в список их прегрешений события как мнимые так и реальные. Поэтому конфликт обывателя и администрации города, в котором он живет – это уже наше привычное, хорошо знакомое состояние. Но есть хорошее правило Сергея Павловича Королева - «Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай». И сегодня я хочу познакомить вас с Вячеславом Ходариным, человеком, который научился превращать конфликт в созидательное начало. Вячеслав – общественник, который не только критикует мэрию Омска, но и предлагает, как сделать наш город лучше. А главное – добивается воплощения этих предложений в жизнь.

«Горожанину не нужен ответ – ему нужно решение проблемы» - общественник Вячеслав Ходарин в проекте «Сам ...
© Новый Омск

Вячеслав, сейчас горожане активно обсуждают громкие, тяжеловесные проекты в сфере благоустройства Омска – реконструкция дендропарка, создание единой набережной, новая версия Зеленого Острова. А судя по вашим страницам в соцсетях, ваше внимание сосредоточено на маленьких вещах. Вы избрали свою нишу и специально избегаете общегородских тем?

- Проблемы, которыми я занимаюсь, в основном, касаются городского хозяйства – запросы на оборудование остановок общественного транспорта, приведение в порядок линий наружного освещения, обеспечение нормативных требований безопасности дорожного движения. Это то, с чем сталкивается каждый омич ежедневно. Если бы вы знали сколько у людей обращений по автобусным остановкам! Так что еще можно поспорить какая тема на самом деле общегородская.

Да, пожалуй. Но у меня сложилось впечатление, что несмотря на внушительный объем обращений в мэрию, инициированных вами, вы, скорее, Дон Кихот, в одиночку сражающийся с мельницами. Вы ведете работу один или действуете какой-то командой?

- Нет, конечно. Один я бы такой объем работы не выполнил – на нее уходит много времени и сил. Мне помогают. В том числе, кстати, и сотрудники органов государственной власти, которые ответственно относятся к своей работе. Со временем мне удалось найти понимание в департаменте городского хозяйства мэрии и у нас стал складываться конструктивный диалог. Да и вообще – если по какой-то проблеме будет создано пять-десять обращений, то велика вероятность, что она будет решаться годами. А вот несколько тысяч обращений кардинально меняют ситуацию – внимание администрации быстро сориентируется на ее устранение.

А когда и почему вообще началась ваша общественная деятельность?

- Я этим активно занимаюсь уже 3 года. Не сказал бы, что была какая-то конкретная, ясно осмысленная потребность взять и начать обращать внимание органов государственной власти на проблемы в благоустройстве. Просто, наверное, у меня более широкая зона личного комфорта – кому-то достаточно, чтобы было чисто у него в квартире и на лестничной площадке, а мне хочется, чтобы так было и во дворе, и на соседней улице, и в городе в целом. В какой-то момент не выдержал – я хочу жить в Омске, хочу, чтобы в нем жилось комфортно, чтобы люди не уезжали из него. По большому счету, это работа для самого себя. Так что решил бороться за наш город.

Значит, насчет Дон Кихота я не так уж и неправ… Скажите, а каких самых значимых результатов вам удалось добиться за это время?

- Из последнего – удалось вместе с жителями Прибрежного вернуть в генплан города школу и общественные пространства в нашем районе. Мы за это боролись лет пять. И добились своего массовостью обращений и использованием всех инструментов, которые предоставляет законодательство Российской Федерации. Кстати, обратите внимание – в этом году в муниципальном голосовании за объекты благоустройства наша набережная стала безусловным лидером. В этом тоже результат нашей работы.

Да, я следил за этим голосованием и, признаться, думал, что победят проекты Центрального округа. Был удивлен, что вашему проекту удалось вырвать убедительную победу. Значит, в Омске есть сплоченные сообщества горожан?

- Безусловно, есть. Но мне все же кажется, что у омичей слабо выражен запрос на улучшение своей повседневной жизни.

Почему вы так считаете?

- Складывается впечатление, что их в целом все устраивает. Возможно, люди не понимают, куда обратиться с проблемой благоустройства – служб много, каждая выполняет свои особенные функции и имеет разные зоны ответственности. Или не могут разобраться с тем бюрократическим стилем отписок, которые дают эти службы. Это все понятно, конечно. Но ведь и не видно желания в этом разобраться, довести вопрос до конца. На мой взгляд, люди должны участвовать в процессах управления городом, в формировании решений о создании и внешнем виде общественных пространств и так далее.

А откуда должна идти инициатива о привлечении горожан к этим процессам? Сверху, от администрации, или снизу, от самих людей?

- Я думаю, что это встречное движение. У каждой стороны есть свои серьезные интересы в этом деле. Органы государственной власти должны быть публичными, потому что на этой основе оценивается их качество управления. Люди же должны интересоваться тем, как и где им предлагают жить. В Москве, например, вовсю действует система «Активный гражданин» - москвичи активно решают вопросы своей повседневной жизни, вплоть до того, какие лавочки будут стоять во дворах, в какие цвета покрасить стены в поликлинике, какой городок соорудить для детей на дворовой площадке.

Или, из последних примеров, возьмем Белгород – мне очень понравилось, как они решают вопросы своего развития. Мэр публично определил приоритеты развития города как зоны комфорта для человека. В частности, сказал, что в сфере общественного транспорта во главе угла будут стоять пешеходы и велосипедисты, а не автомобили. И, несмотря на понимание того, что выльется много негатива от автолюбителей, он декларировал, что линии развития определены и будут соблюдаться. Я считаю, что это верное решение.

Мне кажется, что для активного массового гражданского движения нужна определенная договороспособность людей, доверие друг к другу. Не то что homo homini lupus est (человек человеку – волк (лат.), прим.авт.), но договариваться – не наш конек.

- Я уверен, что договориться можно всегда. Например, в районе, где я живу – в Прибрежном - мы объединились тремя соседними многоквартирными домами и вот уже третий год успешно реализуем план развития наших придомовых территорий. На следующий год уже готов очередной план работ, определены сметы, даже подрядчиков уже выбрали.

Неужели в трех домах не нашлось какого-нибудь диссидента? Мол, «мне это не надо! Я на это деньги сдавать не буду»?

- А ничего сдавать и не требуется – все делается за счет средств текущего ремонта плюс денежные средства фонда капитального ремонта по нашим домам. Мы это и так оплачиваем ежемесячно, в рамках обычных коммунальных расходов. Вопрос только в том, как этими средствами распорядиться. И управляющая компания нас в этом тоже поддерживает. Кстати, это самый простой и прямой способ избавиться от «шинной» архитектуры.

А это что такое?

- Позорное явление во дворах Омска, которому не должно быть места в двадцать первом веке. Это когда нормальное благоустройство и малые архитектурные формы подменяются уродливыми старыми покрышками. Между прочим, это считается отходами производства четвертого класса опасности. А у нас они превращаются в пальмы и лебедей. Это уже дикость и анахронизм. А в омских дворах они используются в массовом порядке. Разве мы хотим такие детские площадки? Такие площадки никогда не станут точками притяжения. Так что благоустройство из отходов – это путь в никуда.

Но ведь люди сами так организовывают свои дворы. Это не мэрия выбирает и использует покрышки.

- Но мэрия может сделать большое дело – внести изменения в правила благоустройства города, чтобы запретить такой материал. Но она боится это делать, ссылается на отсутствие норм, которые бы это прямо запрещали. В таком случае можно и еще какие-нибудь помои использовать для благоустройства, которые не имеют прямого запрета. Я уже вносил предложение в Омский городской Совет о запрете на такую форму использования отработанных шин. Но, опять же, нужна массовость обращений.

Кстати, про Горсовет. Вы – единственный обычный горожанин, которого я знаю, кто выступал перед депутатами муниципальной Думы. Расскажите, про этот опыт?

- Изучая уставные документы детского сада, который посещает мой ребенок, мне не удалось обнаружить лицензию на ведение образовательной деятельности. Я стал разбираться и узнал, что ее нет, поскольку дошкольное учреждение не соответствует нормам пожарной безопасности.

А как же в таком опасном месте принимали детей?

- Вот по этому поводу я обратился в прокуратуру Кировского административного округа города Омска. А пока разбирался с этой ситуацией, увидел и другую проблему – катастрофический дефицит сотрудников в дошкольном образовании. Оказалось, что курс государства на достойные условия оплаты в сфере образования, никак не касается вспомогательного персонала – нянечек, поваров, других помощников и так далее. Эти люди фактически работают за еду. Чтобы как-то жить им приходится работать на нескольких ставках или придумывать что-то еще. От такой жизни люди только звереют, тут не до доброго отношения к детям. Поскольку это муниципальные сотрудники, то я направил обращение в Омский городской Совет, в котором обозначил проблему низкого уровня оплаты труда данным категориям. Проблема, на мой взгляд, требует решения и в настоящее время. И меня пригласили выступить перед депутатами, что я и сделал. Потом выступили директор департамента образования и заместитель мэра города Омска. Проблема была признана обоснованной. Более того депутаты направили обращение в адрес Правительства Омской области с целью ее решения.

И какие результаты?

- Никакие. Я так думаю, что тему благополучно забыли, поскольку никакой обратной информации я не получил, а про рост благосостояния сотрудников детских садов я не слышал. Но хорошо, кстати, что вы напомнили эту историю. Надо сделать официальный запрос о результатах этого обращения.

А что с этим садиком стало?

- С садиком все хорошо – ему выделили целевую субсидию на решение проблемы с пожарной безопасностью, после устранения нарушений дошкольное учреждение благополучно получило лицензию на ведение образовательной деятельности. Так что дети сейчас занимаются в нормальном и самое главное безопасном для всех учреждении.

Правильно ли я понял, что главный инструмент в деле борьбы за счастливую и комфортную жизнь горожанина – это жалоба?

- Главный помощник – это диалог. А диалог начинается с обращения. Есть федеральный закон №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Вот он и определяет, как правильно нужно действовать.

Я несколько раз пробовал обращаться в различные подразделения мэрии и это был печальный опыт. В ответе на обращение единственная понятная часть – это адрес на конверте. Во всем остальном разобраться без переводчика с бюрократического языка почти невозможно.

- Это так. Львиная доля ответов, которые я получаю из Администрации Омска – это отписки, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Самая часто встречающаяся фраза в этих письмах – это отсутствие финансирования и размытые сроки реализации.

И как тогда действовать? Что вы делаете, когда получаете такой «медведевский привет» - «денег нет, но вы держитесь»?

- Действую в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации – направляю обращение в вышестоящую инстанцию или в органы прокуратуры. Такие письма – это забалтывание проблемы. Зачем мне ваши ответы? Все обращения, которые я готовлю, касаются исключительно того, что должно быть по закону. Ничего дополнительного не требую.

А что касается якобы недостатка финансирования – ну я же, например, не могу написать на квитанции за коммунальные услуги, мол, «денег не хватает, но как только появятся – сразу заплачу» и отправить ее обратно. Если я вовремя не заплачу, то на меня подадут в суд и никого не волнует, где я возьму деньги. Это моя законная обязанность и я ее выполняю. Почему тогда администрация города не выполняет свои обязательства? Она по закону должна обеспечить, например, то, что касается вопросов безопасности дорожного движения. Так что пусть изыскивают средства.

Ну, значит, действительно наша мэрия такая, как о ней говорит большинство омичей?

- Наверное, это будет неожиданно услышать от меня, но я считаю, что омичи чересчур критически относятся к Администрации города. На самом деле, там много очень квалифицированных людей. Но поле для работы над качеством просто непаханое.

А в чем именно оно заключается?

- Надо работать быстрее, внедрять новые практики диалога с горожанами, привлекать их к совместной работе, а не кулуарно шушукаться. Естественно, прекратить практику отписок – дело говорит лучше любых бумаг. А пока доходит до того, что по вопросу ремонта одного конкретного тротуара, в результате долгой переписки, я получаю ответ с подписью мэра города, в котором рассказывается, что они делали, чтобы решить проблему. А проблема не решена. И зачем мне тогда все это знать? Зачем тратить время мэра города на историю о пяти метрах асфальта? Это не его уровень проблемы. Зачем тогда нужны все остальные специалисты?

И где же кроется корень проблемы?

- Муниципальная работа очень интересная, но в ней безумно громоздкая система согласований и разрешений. Кроме того, обращение гражданина сначала будет рассматривать линейный специалист, а не глава департамента или вице-мэр. И когда он получит это обращение, то у него будет два варианта развития событий – решить вашу проблему или сделать отписку в последний день установленного законодательством срока. В целом, все будет зависеть от конкретной личности, работающей на конкретной должности.

То есть, нужно решать кадровый вопрос?

- Наверное. Надо отбирать тех, кто действительно хочет работать. Без эмпатии и желания решать проблемы людей ничего хорошего не получится. Работа в администрации должна быть престижной и почетной. А этого, видимо, нет. Ведь то, что нам приходится писать такое количество обращений – это неправильно. Такого быть не должно. Значит в администрации что-то не предусмотрено.

И какую оценку, в итоге, вы бы поставили мэрии Омска?

- Я бы сказал, что сейчас оцениваю ее на три с плюсом. А отдельных сотрудников на четыре с плюсом, ближе в пятерке. Как раз с середины прошлого года я нашел очень правильных людей в администрации города, которые как раз соответствуют тому хорошему образу, про который мы говорили. Когда человек услышан и его проблема решается, это всегда видно. И у нас стала получаться конструктивная и адекватная работа. С другой стороны, думаю, и они поняли, что я не требую чего-то сверхъестественного. Я понимаю, в каких условиях приходится работать им, как действуют государственные механизмы, и на этом фундаменте мы вместе продумали как можно построить совместную работу на следующий год, собрали все проблемы, наметили план действий. Если это все окажется результативным, то можно будет вывести этот опыт на более высокий уровень.

Ну что ж, я думаю, что каждый омич только порадуется этому. Спасибо вам за вашу работу и за интервью!

Другие интересные материалы проекта «Сам ты Дудь», смотрите по ссылке.