Чубайс придаст особый статус диалогу с международным сообществом
В России хватает дипломатов и без Чубайса для ведения диалога с США, если вдруг такой состоится, прокомментировал ФБА «Экономика сегодня» новые обязанности бывшего главы «Роснано» директор Института политики, права и социального развития МГГУ им. М.А.Шолохова, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии Владимир Шаповалов.
Новый спецпредставитель президента Анатолий Чубайс будет заниматься вовсе не урегулированием отношений со Штатами, а - как и заявлено в описании должности - связями с международными организациями для достижения целей устойчивого развития.
Комментируя информацию о том, что Чубайс может стать "переговорщиком" между Кремлем и новой администрацией президента США, эксперт заявил, что достижение целей устойчивого развития между странами могло бы являться составляющей, но в этом нет смысла. Чубайс в ходе своей карьеры уже занимался переговорами с международными организациями: в частности, в 1995–1996 годах он был управляющим от России в Международном валютном фонде и Международном банке реконструкции и развития, однако сейчас этот опыт властям не интересен.
«России не нужен переговорщик с Западом, отдельный от президента. Помимо конституционных ограничений на переговоры, эта должность попросту не подразумевает дипломатическую деятельность такого рода», - считает Шаповалов.
Фронт работ определен
В частности, политик займется достижением Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН до 2030 года. Под устойчивым в ООН подразумевают такое развитие, которое удовлетворяет потребности нынешних поколений и не мешает будущим удовлетворять собственные потребности. Другими словами, речь идет о зеленой энергетике, переработке мусора и прочих экологических проблемах, стоящих перед человечеством.
В июне 2020 года Россия представила в ООН первый добровольный обзор того, как достигаются цели устойчивого развития в стране и как она будет двигаться в этом направлении до 2030 года. Его готовили Минэкономразвития, МИД, Росстат и Аналитический центр при правительстве.
Перед этим свой анализ провела Счетная палата. Она заключила, что система госуправления в России в целом способствует реализации повестки устойчивого развития, но есть проблемы. В частности, отсутствуют механизмы разделения ответственности за эти цели, непосредственно за комплексную их реализацию формально не отвечает никто.
На сайте Росстата есть специальный раздел, посвященный достижению ЦУР, но в федеральный план статистических работ включены только 43% целевых показателей. В глобальном рейтинге стран ООН по степени достижения ЦУР Россия занимает 57-е место (выше помещены Киргизия, Украина, Китай, Азербайджан). В ООН уже заявили, что «с нетерпением» ждут работы с Анатолием Чубайсом.
Занимаясь подобными вопросами, Анатолий Борисович не будет госслужащим и не войдет в штат сотрудников администрации Кремля. Нередко спецпредставители президента не имели ни аппарата, ни даже кабинета, как Николай Меркушкин (экс-глава Мордовии и Самарской области) или Сергей Шматко (бывший министр энергетики; специальный представитель президента по вопросам международного сотрудничества в области электроэнергетики).
Чубайса ждет должность без особых полномочий
Эксперт отметил, что характер работы Чубайса на новом месте неясен. Должность ранее не существовала, в Конституции она не прописана, а в Положении об администрации президента указаны лишь специальный представитель по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта и специальный представитель по вопросам развития торгово-экономических отношений с Украиной.
Вопрос взаимодействия с другими ведомствами открыт до сих пор. Формально, должность не предусматривает особых полномочий.
«Анатолий Борисович имеет большой опыт в государственной деятельности в разных сферах и должностях, из этого можно извлечь определенную пользу. В нашей практике есть прецеденты, когда создавались новые должности для различных функций. Согласование алгоритма выстраивания взаимодействия с другими структурами еще в процессе», – констатирует Шаповалов.
В связи с неопределенностью появились предположения, что Чубайс, учитывая политический опыт последних тридцати лет и определенную симпатию к Штатам, в первую очередь будет способствовать снятию или смягчению западных санкций, однако эксперт опровергает это предположение.
«Отмене санкций может содействовать только капитуляция России перед Западом. Поскольку власть этого не планирует, действия тех или иных людей никак не повлияют, и санкционный режим не будет прекращен. Россия не станет вести переговоры о снятии санкций, это не входит в наши задачи. Никаких специальных должностных лиц с функцией проведения переговоров на этот счет нет и не предвидится», – констатировал политолог.
Назначение Чубайса специальным представителем президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития, подвел итог эксперт, объясняется стремлением наладить межведомственную координацию и придать особый статус диалогу с международным сообществом.