Волгоградцы обсудили налоговые вопросы с представителем бизнес-омбудсмена
Нюансы налогового администрирования вместе с волгоградскими предпринимателями разбирал сегодня общественный представитель бизнес-омбудсмена Алексей Рябов. Основными вопросами обсуждения стали уголовно-правовые риски налоговой оптимизации и совершенствование законодательства об уголовной ответственности за налоговые преступления.
На защите интересов бизнеса
Дискуссия частично проходила в онлайн-формате, к ней пригласили индивидуальных предпринимателей, учредителей бизнеса, акционеров компаний, менеджеров, юристов и бухгалтеров. Приветствуя участников дискуссии, Алексей Рябов отметил востребованность таких встреч среди представителей бизнеса. Такие обсуждения организуются в регионах регулярно в течение вот уже трех лет, за год получается охватить минимум 20 субъектов РФ.
– Мы обсуждаем самые тяжелые и трудно решаемые проблемы бизнеса, это нужно для того, чтобы выработать общее понимание этих проблем и механизмы их разрешения, – считает Рябов. – Потому что для нас как для федерального института очень болезненно, когда из-за невнимательности и неправильного подхода юристов формируется негативная судебная практика. Переломить ее тяжело.
Представитель бизнес-омбудсмена отметил, что под каток таких судебных актов попадают предприниматели, и это приводит к их разорению. Поэтому к обсуждению привлекают юристов, чтобы удалось вырабатывать единые правильные подходы и внедрять их в правоприменительную практику.
Касаясь обсуждаемой проблемы налоговых споров, Алексей Рябов подчеркнул, что для улучшения ситуации принципиально важно получать информацию из первых уст – непосредственно от самих предпринимателей.
– Ситуация с налоговым бременем и активностью налоговых органов во всех регионах разная, – сказал общественный представитель бизнес-омбудсмена. – Подходы разные, и иногда мы получаем от бизнеса крайне интересные факты, которые вооружают нас аргументацией для отстаивания интересов предпринимательства.
Волгоградский бизнес-омбудсмен Ольга Устинова озвучила статистику обращений по налоговому администрированию. Она отметила, что в последние три года их количество неуклонно растет. Если в 2017 году заявок по этому поводу было только 36, то в 2018-м – уже 96, а в прошлом году такого рода обращения заняли в рейтинге второе место – их поступило 246.
Некоторые из них носили формальный характер и были связаны с регистрацией, приостановлением операций по счетам, отказам налоговых органов зачесть ранее уплаченные суммы и т.д. В настоящее время обращения касаются неправомерной, по мнению хозяйствующих субъектов, ответственности в части налоговых нарушений.
Важно, что качество обращений в течение этих лет менялось, и связано это, прежде всего, с выстраиванием конструктивного диалога с контролирующими органами.
– Задача уполномоченного – выстроить диалог между бизнесом и теми структурами, с которыми предпринимателям приходится взаимодействовать в рамках ведения своей деятельности, – отметила Устинова. – Все обращения, которые касаются уголовного преследования и каких-либо математических ошибок, рассматривались в рамках рабочих совещаний, совместных приемов с представителями подразделений налоговых служб. В 2020 году часть обращений было снято в дозаявительном порядке. Но остались сложные обращения, в основном, по поводу банкротства.
Конструктивное взаимодействие с контролирующими органами привело к результатам – в 2019 году количество возбужденных уголовных дел по сравнению с предыдущим периодом значительно снизилось.
Что считать уходом от налогов?
Особое волнение у волгоградских предпринимателей вызвал вопрос, связанный с дроблением бизнеса. Дело в том, что разделение бизнеса между несколькими лицами не всегда считается уклонением от налогов – в некоторых случаях такая операция оправдана. Но законодательство четко не устанавливает правила проведения дробления.
– Для налоговых органов нашего региона нормальная практика – загнать под одну гребенку дробление, связанное с отклонением от уплаты налогов, и то, которое произошло по управленческим и иным причинам, – отметила руководитель бюро по защите прав предпринимателей, бизнесмен Ольга Валуйская. – Этого быть не должно! Еще одна распространенная практика – дробление по причине того, что налоговый инспектор посоветовал применить упрощенку. Потом через какое-то время появляются уголовные дела, связанные с уклонением от ответственности. Больше всего расстраивает, что в фактическое обстоятельство дела никто не вникает.
Эксперты отметили, что важно поднять вопрос по дроблению бизнеса на судебный уровень и занести в нормативные документы основные признаки, при которых дробление превращается в преступное уклонение от налогов. Важно также сместить акцент на то, какое дробление считается оправданным и законным.
– Мы сошлись на мнении, что это такая странная конструкция, про которую никто ничего не знает, – подытожила Валуйская. – В законах отсутствуют правила, на которые может ориентироваться предприниматель, чтобы сделать вывод – правильно он себя ведет или нет? Мы хотели бы, чтобы законодатель их сформулировал. Если Алексей Рябов донесет эту позицию до Федеральной налоговой службы, до судов, Минфина или законодателей в Госдуме, было бы очень хорошо.
Предприниматель Дмитрий Камсков пришел на семинар, чтобы озвучить свою проблему с бизнесом.
– Хотелось бы, чтобы подход у налоговых структур был более индивидуальным, не поверхностным, – говорит Дмитрий. – Это поможет нашей организации выйти из сложного состояния. Считаю, что такие семинары очень нужны – они собирают практику, и это позволит, пусть не сразу, но ситуацию изменить.
Еще больше налоговой свободы
В рамках второй части мероприятия – круглого стола – обсуждались конкретные предложения по совершенствованию уголовного законодательства в отношении статей 198–199.2 УК РФ. Речь идет об уголовной ответственности за налоговые преступления. Алексей Рябов пояснил, что специальная рабочая группа разработала пакет предложений по изменению в законодательство. В частности, они касаются того, что следует считать налоговым преступлением.
– Очень слабо проводится различие между налоговым правонарушением, которое выражается в неуплате налогов и преступлением, которое выражается в уклонении от уплаты налогов, – отметил спикер. – Согласно позиции Конституционного Суда, уклонение происходит тогда, когда налогоплательщик вводит государство в заблуждение путем махинации с документами. А если у директора предприятия, например, в отсутствие необходимого количества денег, встает выбор – с кем рассчитаться – с бюджетом или с работниками, и он выбирает работников, это категорически не должно считаться налоговым преступлением. Сейчас на практике важно неуплату отграничить от преступления. Это ключевой момент.
Представители регионального главка МВД отметили, что в Волгоградской области количество выявленных преступлений в налоговом отношении сократилось более чем в два раза – в 2019 году было возбуждено 70 уголовных дел, а в текущем только 31. Связано это, прежде всего, с апрельскими поправками в закон, предусматривающими увеличение пороговой суммы неуплаты для юрлиц с 5 до 15 миллионов рублей.
– Поэтому мы считаем, что внесение еще одних поправок пока преждевременно, – отметил начальник отдела по выявлению налоговых преступлений регионального главка МВД Александр Сердюков.
Региональная прокуратура, напротив, поддержала возможные поправки, мотивируя это непростыми условиями, которые сложились сегодня.
– Тема достаточно актуальная, и те предложения, которые озвучены сегодня, необходимы, поскольку общая тенденция и текущие реалии говорят о том, что бизнесу достаточно тяжело работать, – отметила начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Волгоградской области Ирина Фетюхина. – Органы прокуратуры – за соблюдение прав честного бизнеса, и эти изменения способствуют тому, чтобы честный бизнес не страдал и у него была возможность трудиться, создавать рабочие места.
Некоторые предприниматели и эксперты выразили мнение, что стоит внедрять изменения постепенно и последовательно. Это позволит отследить результат и не допустить того, чтобы смягчение ответственности не привело к злоупотреблению со стороны предпринимателей. Наиболее интересные предложения и мнения, озвученные в ходе дискуссии, будут прорабатываться специальной рабочей группой, организованной при федеральном бизнес-уполномоченном.