Главная антикризисная мера на жд транспорте – соблюдение условий Долгосрочного тарифного регулирования
В заседании Круглого стола приняли участие представители Государственной Думы РФ, Министерства транспорта РФ, Федерального агентства железнодорожного транспорта, ОАО «РЖД», Торгово-промышленной палаты РФ, пассажирских и грузовых компаний, отраслевых организаций и независимые эксперты.
Сергей Мальцев, председатель Комитета по железнодорожному транспорту СТР, в своем выступлении на Круглом столе отметил, что в сегменте грузовых железнодорожных перевозок падение выручки (доходов) операторских компаний значительно превышает потери ОАО «РЖД» - как в абсолютных, так и в относительных величинах.
Основным фактором падения выручки (доходов) операторского сообщества в 2020 году С. Мальцев назвал значительное снижение операторских ставок. «Так, если тарифы ОАО «РЖД» за 2019-2020 годы выросли на + 7,1%, то цена услуг операторов упала на 27%, - сказал он. - На лицо следующая статистика: доходы ОАО «РЖД» по итогам 8 месяцев 2020 года к аналогичному периоду прошлого снизились на 2%, что составляет 20 млрд. рублей, а выручка операторов упала на 26,4%, то есть выпадающие доходы операторов в совокупности составляют 87 млрд. рублей».
По словам С. Мальцева, операторский сегмент грузоперевозок не может служить источником дополнительных финансовых изъятий в пользу ОАО «РЖД» без рисков разрушения бизнес-процессов и банкротств на транспорте, а также остановки инвестиций в востребованный сегодня специализированный подвижной состав и закрытия вагоностроительных промпредприятий с массовыми сокращениями их сотрудников.
Председатель Комитета также отметил, что серьезное ухудшение финансового положения операторов произошло, в том числе, из-за хронического дефицита пропускной способности инфраструктуры ОАО «РЖД». «Снизилась удельная производительность на полувагон на 10,8%, во многом из-за увеличения времени оборота на 11,8% (на который значительно влияет не только профицит, но и качество работы перевозчика, которое, во многом, обусловлено недостаточной
пропускной способностью инфраструктуры). Снижение удельной производительности прямо не влечет падение доходов всего операторского сегмента рынка, но резко снижает инвестиционную целесообразность приобретения нового подвижного состава, что также необходимо учитывать госрегуляторам», - отметил председатель комитета по железнодорожному транспорту СТР.
По мнению С. Мальцева, если бы не было дефицита пропускной способности, и выполнялся принцип опережающего развития инфраструктуры, то большей части потерь на грузовом железнодорожном транспорте можно было избежать. «Так, перевозки на экспорт по Восточному полигону выросли за 9 месяцев на 5,3%, - привел пример позитивной динамики С. Мальцев. - Перевозки могли бы увеличиться и до значений, полностью компенсирующих падение грузовой базы, если бы грузовая инфраструктура развивалась необходимыми для экономики страны темпами».
К решениям, негативно влияющим на стоимость жизненного цикла вагонов, председатель Комитета по железнодорожному транспорту СТР относит также дополнительную точечную индексацию тарифов на порожний пробег полувагонов, предложенную ОАО «РЖД». «Во-первых, сейчас отсутствуют какие-либо преференции для порожнего пробега полувагонов, о которых говорится в докладе госкомпании. Это мы готовы доказать с цифрами и документами в руках, - сказал С. Мальцев. - Во-вторых, у типовых полувагонов устойчивый уровень величины порожнего пробега к общему. Последние 5 лет он составляет 40% (у инновационных полувагонов - 48%). Соответственно, аргументы о необходимости его сокращения не состоятельны и с технологической точки зрения».
По мнению докладчика, тарифную систему можно и нужно усовершенствовать. «Необходимо постепенно сокращать перекрестное субсидирование по классам груза в грузовых перевозках и ограничивать реализацию пассажирских инвестпроектов за счет дополнительной, а сейчас и не подъемной дополнительной тарифной нагрузки с товаропроизводителей и операторских компаний, - подчеркнул он. - ОАО «РЖД» несомненно должно иметь достаточно финансовых источников на развитие, а тарифы даже по самым низкодоходным грузам должны как минимум покрывать зависящие затраты. Но принятие нового Прейскуранта 10-01 должно носить системный характер, а на периоде до 2024-2025 года необходимо, чтобы сохранялось долгосрочное тарифное регулирование».
Рекомендации Комитета по железнодорожному транспорту СТР предложены для включения в Резолюцию по итогам Съезда Союза транспортников России.
Союз транспортников России (СТР) образован в 2003 году для консолидации деятельности Союзов, Ассоциаций, предприятий и организаций транспортной отрасли и обеспечения равноправного партнерства на рынке транспортных услуг. СТР является добровольным объединением юридических лиц, созданным в целях координации деятельности, представления общих интересов транспортных предприятий и организаций всех регионов России в государственных и иных органах, а также международных организациях. В течение всех этих лет Союз участвовал в процессах формирования государственной политики и законотворчества в транспортной сфере. Основная задача Комитета по железнодорожному транспорту СТР - обозначить и проанализировать проблемы железнодорожной отрасли во взаимосвязи с другими видами транспорта и на этой базе сформировать профессиональные выводы и предложения для развития транспортной инфраструктуры.