Как результаты выборов в США влияли на налоговую систему страны
Именно американская фискальная система предопределила не только высокие макроэкономические показатели и успешную финансовую деятельность Штатов в XX веке, но и отношение избирателей к партиям и политике государства в целом. Демократическая и Республиканская партии, которые окончательно сформировались в последней трети XIX века, стремились разграничить идеологически свои подходы к налогообложению. Поэтому ни одно из политических противостояний в США не может пройти без схватки на фискальном поле. История независимой Америки началась c Бостонского чаепития в декабре 1773 г. Колонисты боролись с британскими властями из-за актов Тауншенда 1767 г., которые ужесточили фискальную политику метрополии в отношении американских колоний. Чайный закон 1773 г. усугубил положение колонистов, разрешив Ост-Индской компании ввозить чай без уплаты акциза. Так неудачная фискальная политика привела к резкому росту недовольства жителей Тринадцати колоний и к Войне за независимость. В первые десятилетия существования США налогов было достаточно мало.. В XIX веке американский бюджет формировался за счет таможенных пошлин и сборов, доходов с продажи государственных земель и акцизных платежей. Первая глобальная налоговая реформа началась в 1862 г. во время разгара войны Союза с Конфедерацией. Так, конгрессом был введен подоходный налог и создана централизованная налоговая служба, в то время как раньше этим занимались чиновники, которые служили губернаторам штатов. Граждане, которые зарабатывали 600–10 тыс. долл. в год, платили 3%-ный налог, а более богатые – 4–6%. В 1866 году власти собрали 310 млн долл. налогов. Но в 1868 г. налог был отменен, затем возвращен в 1894–1895 гг., потом вновь отменен Верховным судом, так как он не упоминался в конституции и его не признавали штаты. Налоги были введены в новых масштабах во время правления президента-демократа Вудро Вильсона. В 1913 году была принята 16-я поправка, которая окончательно ввела единый федеральный подоходный налог. Закон сыграл большую роль во время Первой мировой: в 1918 г. власти собрали налогов на сумму более 1 млрд долл. Администрации республиканских президентов Уоррена Гардинга и Калвина Кулиджа пытались нивелировать налоговое бремя, понижая долю федерального сектора в экономике. Так, законы о бюджетных доходах 1921 г., 1924 г. и 1926 г. понизили максимальную ставку индивидуальных подоходных налогов от 73 до 25%. Министр финансов (секретарь казначейства) в 1921–1932 гг. Эндрю Меллон был главным идеологом снижения налогов. Он стремился доказать, что слишком высокие налоги собрать практически невозможно, так как налогоплательщики просто выводят капитал из производства и инвестируют в ценные бумаги, часть из которых не облагалась налогом. Администрация за счет уменьшения ставок увеличила сбор индивидуальных налогов более чем на 60%, с 719 млн долл. до 1,160 млрд долл., за 1921–1928 гг. Это позволило сбалансировать бюджет после неравномерного экономического подъема начала 1920-х гг. Налоговый бум Ситуация оставалась почти неизменной до Великой депрессии. С целью уменьшения бюджетного дефицита администрация республиканца Герберта Гувера в 1932 г. повысила подоходный налог на частных лиц до 55%, налог на корпорации – до 14%. Однако бюджетный дефицит не удалось сократить, так как выросло число банкротств. Налоговый фактор сыграл важную роль в победе на выборах Франклина Рузвельта, который решил создать прогрессивную налоговую систему. С 1935 года американцы с ежегодным доходом более 500 тыс. долл. были вынуждены платить подоходный налог в 75%. Администрация Рузвельта также отменила сухой закон, получив дополнительные доходы. В 1937 году США были поражены мощнейшей рецессией и дефицит бюджета снова стал расти. При этом налоги продолжили увеличиваться, к началу Второй мировой некоторые из них достигали 96%. Во время перехода Америки на военные рельсы большинство проблем, связанных с Великой депрессией и рецессией, были решены. Благодаря объемным военным заказам исчезла безработица, начался рост ВВП со скоростью около 5%. Улучшение учета населения, а главное, введение нормы вычета из еженедельных зарплат (ранее налог выплачивался раз в год), позволило увеличить число налогоплательщиков. Доходы от подоходного налога выросли с 2,2 млрд долл. до 35,1 млрд долл. за 1939–1945 гг. За 1934–1944 гг. удельный вес подоходного налога увечился с 14 до 45%, а налога на корпорации – с 12 до 34%. После окончания Второй мировой войны часть истеблишмента попыталась повлиять на снижение налогов, но демократ Гарри Трумэн заблокировал все инициативы конгресса. В 1948–1950 гг. налоги только выросли, что было связано с началом противостояния с СССР и началом Корейской войны. Борьба за сборы Возвращение к опыту реформ 1920-х гг. состоялось только при правлении президентов-демократов в 1960-х гг. Джон Кеннеди опирался на идеи Эндрю Меллона и начал снижение налогов параллельно с мерами социальной защиты малоимущих граждан для оживления потребительского спроса. Экономисты в 1960-х гг. стали доказывать, что бюджетные дефициты появляются не из-за нерациональных трат, но из-за замедления роста ВВП и падениями деловой активности. Так, при высоких налогах и низких поступлениях единственным вариантом было снижение налогов. Администрации Линдона Джонсона почти удалось это доказать на практике, снизив налоги с 91 до 70% в 1963–1965 гг., собрав на 16% больше подоходных налогов. Но через несколько лет положительный эффект нивелировался из-за большого количества социальных программ и полномасштабного вступления США во Вьетнамский конфликт. В 1968 году конгрессу пришлось повысить подоходный налог на 10%, что позволило достичь бюджетного баланса. В 1970-х налоги дважды умеренно снижались с параллельным сокращением госрасходов. В 1978 году были сокращены отдельные налоги на коммерческие структуры, но экономика все равно попала в стагнацию. Администрация республиканца Рональда Рейгана пыталась справиться с бюджетным дисбалансом, который образовался во время президентства демократа Джимми Картера. Так, в 1981 г. и 1986-м было принято два налоговых блока, которые обрушили максимальную ставку индивидуального подоходного налога с 70 до 28%. Налогооблагаемая база была расширена с помощью ограничения начислений на потери от пассивных вложений и ликвидации отчислений в местный бюджет налога с продаж и персональной процентной ставки. Но администрации не удалось сократить социальные расходы, как было запланировано, а также из-за последнего витка противостояния с СССР был резко увеличен военный бюджет. После десятилетия быстрого увеличения объемов дефицитного финансирования администрации республиканца Джорджа Буша-старшего пришлось сократить госрасходы и повысить подоходные и корпоративные налоги, что, по мнению многих экспертов, привело к рецессии 1990–1991 гг. В 1993 году администрация Билла Клинтона подняла налоги для сокращения бюджетного дефицита. Налог для американцев с годовым доходом от 115 тыс. долл. до 250 тыс. долл. увеличился с 31 до 36%. На короткое время бюджет США стал профицитным. В 1999 году подоходные налоги на физических лиц были сокращены, а доля акцизных налогов оставалась сравнительно стабильной. Президент-республиканец Джордж Буш-младший практически сразу начал серьезный пересмотр налогового законодательства. Реформа 2001 г. по снижению налогов должна была сохранить гражданам до 1,3 млрд долл. в течение десятилетия. Был создан новый минимум подоходного налога в 10%. В 2003 году Буш-младший сократил налог на дивиденды до 15%, однако в 2004 г. конгрессу пришлось отменить часть налоговых льгот для корпораций из-за требований ВТО. Современные вызовы Администрация Барака Обамы начала работу в 2009 г. во время продолжения мирового финансового кризиса. В первую очередь были введены новые вычеты из подоходного налога для малообеспеченных граждан и среднего класса, а также временные льготные расчеты минимального налога. Также были введены средства для частичной компенсации налогов на образование и новые автомобили. В 2009 году льготами воспользовались до 95% американцев. Существенная часть антикризисных средств была передана в бюджеты штатов, чтобы те перенаправили их в школы и больницы и не повышали собственные налоги. Барак Обама и его сподвижники разработали пакет минимального страхового покрытия медицинских услуг и ввели правило, согласно которому каждый налогоплательщик с 2014 г. должен был указывать наличие или отсутствие страховки в налоговой декларации для получения льгот или оплаты сбора. Также были созданы государственные центры, которые помогали найти лучшее предложение для страховых компаний. Для работодателей, от которых требовались отчеты о застрахованных рабочих с 2015 г., были предусмотрены экономические и административные стимулы. Дональд Трамп в своей предвыборной кампании 2016 г. обрушился с критикой на налоговую и социальную политику администрации Обамы. В результате действие медицинской реформы при президенте Трампе было приостановлено. Однако республиканская администрация пошла на более радикальный шаг, который должен был и на самом деле подтолкнул экономический рост. В декабре 2017 г. были снижены налоги. Так администрация Трампа решила вернуть триллионные прибыли корпораций в Америку. В представлении его команды проблема заключалась в слишком высокой ставке корпоративного налога на прибыль, который составлял 35%. Администрация снизила налог до 21%, но ввела 10%-ный налог на корпоративную прибыль, получаемую за рубежом. Также в законе о снижении корпоративных налогов были прописаны следующие пункты: ограничения на число вычетов по местным подоходным налогам и налогам на имущество в штатах; отмена альтернативного минимального налога для корпораций и скидок для физлиц; упрощение налогообложения через увеличение стандартных вычетов, семейных и персональных льгот; ограничение на вычеты по процентам на ипотечные кредиты; отмена индивидуальных мандатов по реформе здравоохранения. В целом Дональд Трамп поставил целью решить проблему ускорения роста ВВП в краткосрочной перспективе за счет снижения нагрузки для бизнеса и физических лиц. Так по замыслу администрации крупные корпорации смогут инвестировать в открытие производства в Штатах. Обсуждение налоговой системы обострилось в контексте президентских выборов 2020 г. Кандидат от демократов Джо Байден в августе объявил, что поднимет налоги на американцев, которые зарабатывают более 400 тыс. долл. в год. В октябре Fox Business предоставил данные, согласно которым демократ готовит масштабный план по повышению налогов, нацеленный на богатых граждан и корпорации. В целом большинство президентов-республиканцев стремились понизить налоги, а демократы, как правило, – повысить. В то же время в истории были случаи, когда демократы, прежде всего Джон Кеннеди, понижали фискальные ставки. Но в наши дни Трамп и Байден в определенной степени возвращаются к жесткой и политизированной трактовке налоговой проблемы, что дополнительно обостряет противостояние внутри истеблишмента.