Войти в почту

Генпрокуратура проверит законность акта экспертизы трамвайных мощностей "Синары"

МОСКВА, 2 ноя – ПРАЙМ. Депутат Государственной думы Тамара Плетнева направила в Генпрокуратуру запрос с просьбой разобраться в ситуации с актом экспертизы, выданным Союзом "Торгово-промышленной палаты Калужской области" для продукции АО "Калугапутьмаш", входящего в структуру АО "Синара-транспортные машины". На основании этого акта ООО "Синара-Шкода" дважды – в августе и сентябре нынешнего года – обращалось в Минпромторг для получения статуса производителя российских трамваев.

Генпрокуратура проверит законность акта экспертизы трамвайных мощностей "Синары"
© Прайм

Именно этот акт экспертизы является основанием для рассмотрения Минпромторгом заявления предприятия на подтверждение производства продукции на территории РФ. Согласно запросу, текст которого имеется в распоряжении "Прайма", министерство дважды отказало АО "Калугапутьмаш" в выдаче заключения. По мнению Плетневой, вопрос об акте экспертизы калужской ТПП требует отдельного прояснения – сначала палата его выдала, а затем, по итогам аудита Минпромторга, приостановила. Позже ТПП РФ и вовсе отменила действие акта.

Между тем, по данным СМИ и заявлениям должностных лиц Группы СТМ, эта компания является победителем конкурса на поставку в 2021 году 90 односекционных низкопольных трамвайных вагонов в Москву. "Исходя из отсутствия возможности организации производства трамваев на калужской промплощадке, группа "СТМ", по всей видимости, планировала продавать российским потребителям трамваи, произведенные чешской фирмой "Шкода", пишет Плетнева в своем запросе на имя главы Минпромторга Дениса Мантурова.

В ответном письме Минпромторг подтвердил, что ООО "Синара-Шкода" дважды обращалось за заключением о подтверждении, однако компании было отказано в его получении, в частности потому, что в результате аудита был выявлен ряд несоответствий. Так, опытные образцы трамвайных вагонов моделей 71-212 и 71-223 на промышленных мощностях АО "Калугапутьмаш" не изготавливались и не изготавливаются; макеты, промышленные образцы, сборочные единицы, изготовленные или закупленные комплектующие необходимые для производства трамвайных вагонов не представлены.

При этом известно, что для государственных и муниципальных нужд разрешается закупка только отечественных трамваев. Это прямо предписывается постановлением правительства РФ № 616 от 30 апреля 2020. Закупка такой техники возможна при условии ее производства в РФ, что должно быть подтверждено включением сведений о продукции в соответствующий реестр.

ЧТО ГОВОРИТ "СИНАРА"

В самом холдинге СТМ не подтвердили наличие заключения от Минпромторга применительно к трамвайной продукции. "Мы никогда не заявляли о том, что у нас имеется подтверждение производства в соответствии с ПП 719", — сообщили "Прайм" в компании. В отношении трамвайных вагонов имеется официальное письмо Минпромторга РФ о потенциальной возможности их производства на площадке завода "Калугапутьмаш" (входит в холдинг СТМ), в настоящее время ведется разработка конструкторской документации и технологических процессов полного цикла.

"Письмо о "потенциальной возможности" говорит о наборе технологий и компетенций, которыми обладает холдинг СТМ и производственная площадка завода "Калугапутьмаш", — пояснил директор дивизиона "Городской общественный транспорт» холдинга СТМ Николай Пронин.

"Мы действительно дважды делали заявку на оценку соответствия технологий производства пассажирского подвижного состава, Минпромторг России действует в соответствии с приказами и правилами, регламентирующими выдачу заключений по ПП 719, и дважды выдал замечания по доработке производственных и коммерческих процессов на производственной площадке Холдинга СТМ в г. Калуге", — указал он в этой связи.

С РАЗРЕШЕНИЕМ ИЛИ БЕЗ

Дальнейшее развитие событий зависит от получения "Синарой" заключения Минпромторга о подтверждении российского происхождения продукции – исходя из ответа министерства, его до сих пор нет. Без этого нельзя участвовать в конкурсах на поставку, это просто бессмысленно, так как нет права на реализацию, рассказал директор ассоциации содействия развития транспортной отрасли "Транспортная ассоциация Московской агломерации" Норайр Блудян.

"Если техника уже производится и на нее есть все документы, где указана страна-производитель, то и вопросов у Минпромторга к ней не будет. Они могут возникнуть, если речь о совершенно новой технике, которая ранее не производилась. Есть процедура испытания, установленная в РФ, омологация и сертификация. Производитель сначала подает технику на эту установленную процедуру и потом получает все документы, где в том числе указан страна-производитель", — отметил он.

При этом акт экспертизы ТПП не является документом системы сертификации. "Я не видел этого документа, но могу предположить, что у нас есть огромное количество организаций, которые проводят определенные сертификационные испытания, дают какие-то заключения, но распространение их действия ограничено. Если производитель не получил установленный государством документ о соответствии, значит, он еще не дошел до конца", — сказал эксперт.

Впрочем, эксперты не исключают, что запрет на поставки иностранной техники по госконтракту можно и обойти. "Для закупки трамваев требуется подтверждение российского происхождения продукции, но давным-давно его научились обходить. Берется готовый продукт, привозится на российский завод, собирается, и он становится российским", — рассказал эксперт-аналитик Европейского железнодорожного агентства Роман Мюнге.

ПОКУПАЕМ РОССИЙСКОЕ

При этом в России уже есть производители по-настоящему отечественной трамвайной продукции. В частности, две системообразующие корпорации – "Ростех" и "Роскосмос" – развивают трамвайное производство на площадках АО "Уралтрансмаш" и АО "Усть-Катавский вагоностроительный завод" соответственно. Данные корпорации инвестировали в последние годы существенные средства в создании в РФ новых моделей трамваев. Есть в нашей стране и крупные частные компании. Например, ПК "Транспортные системы", которая организовала производство современных трамваев в Санкт-Петербурге.

"Получается, что вместо создания условий для развития собственной промышленности мы занимаемся поддержкой экономик других государств, часто ведущих недружественную политику по отношению к нашей стране. Такие действия запрещены постановлением правительства России от 30 апреля 2020 г № 616", — пишет в своем обращении депутат от фракции КПРФ Плетнева.

По ее мнению, закупка подвижного состава иностранного происхождения либо, как в случае с трамвайными вагонами "Шкода", лицензионная сборка иностранной техники, могут нести существенные риски для экономики РФ. Ведь не исключена ситуация, при которой поставки комплектов, запчастей и расходных материалов могут быть перекрыты, а сопровождение эксплуатации – прекращено. Это приведет к невозможности использовать технику, она повиснет на балансе транспортных организаций мертвым грузом, считает депутат.

Эксперты согласны с таким мнением. "В целом отказ от закупки импортных трамваев я считаю категорически правильным. Все либеральные утверждения, что надо открыть рынок и допустить всех и вся – неверный посыл, мы видим, что делает весь мир по отношению к российскому продукту. Надо развивать свою промышленность, технику и производство", — заключил Блудян.