"Полундра" наводила ужас на фашистов
Великая Отечественная война по-разному оценивается историками разных стран и ориентаций. Теми, кто стойко придерживается правды, которую отстаивали в ходе нее победители, и теми, кто то и дело норовят эту правду тем или иным образом фактически в угоду проигравшим фальсифицировать. Но в чем едины и те и другие, что война была в основном сухопутной, а стало быть, ее исход решался на полях сражений.
То, что основные события происходили на земле спорить трудно, но вот исход их определялся отнюдь не только на суше. Книга Светланы Самченко «Великий Отечественный Флот», вышедшая недавно в серии «Страницы Великой Победы» в издательстве «Директ-Медиа», во многом восстанавливает справедливость по отношению к доблестным советским морякам. Мы рискнем сделать еще один шаг и попробуем доказать, что победа во многом ковалась на море и побережье.
Конвои Победы
Историки много спорят и о роли и объемах помощи, которую оказали Советскому Союзу его западные союзники. Да, относительно того экономического чуда, который удалось осуществить с почти мгновенной эвакуацией полстраны на восток американо-британский ленд-лиз кажется весьма скромным, иногда чуть ли не каплей в море. Но в начале войны, когда были потеряны целые корпуса и армии вместе со всей техникой, каждая такая капля была на вес золота.
Провод транспортов с военной техникой и продовольствием был сложнейшей стратегической задачей. Обе стороны понимали, что "всего лишь американские танки" где-то могут остановить врага, а где-то и помочь его разгромить, поэтому дрались отчаянно. По степени упорства эти морские и военно-воздушные бои соизмеримы с рукопашными схватками в Сталинграде. Все понимали, что от успеха или неудачи зависит многое, если не все...
Поэтому конвои несли такие тяжелые потери. О судьбе PQ-17 знают во всем мире. Но удары с воздуха и на море гитлеровцы наносили и по другим караванам. Это была настоящая гонка со смертью, но ни советское, ни союзное командование не останавливали это в высшей степени рискованное мероприятие. Были только паузы, но не более того.
Советские моряки и их коллеги из стран союзников покрыли себя неувядаемой славой и вписали свои имена в летопись победы.
Береговая оборона
Московская и Сталинградская битвы справедливо считаются решающими, предопределившими разгром фашизма. Но обеим предшествовали схватки на морском побережье, которые в свою очередь во многом предопределили победу Красной армии под Москвой и в Сталинграде. Это легендарные обороны Ленинграда и Севастополя, которые во многом держались на героизме и ратном подвиге на море и на суше, соответственно, Балтийского и Черного флотов.
Можно долго спорить, в какой степени ошиблись стратеги Вермахта, задавшие своим войскам сразу три задачи в 1941 году - взять не только Москву, но и Ленинград и Севастополь. Главное, что в первый год они не смогли достичь ни одну эту цель. А во второй в ходе упорных боев под городом на Неве и в ходе штурма Севастополя потеряли уйму времени и сил, которых, возможно, потом им и не хватило.
Спорить об ошибках противника можно долго, но о беспримерном героизме защитников главных баз флотов спорить невозможно. Важнейшую лепту в эту летопись воинской славы внесли моряки-балтийцы и черноморцы. Они и прикрывали огнем сухопутные войска, и сами на берегу отчаянно дрались с врагом. И в Ораниенбауме, и в фортах Севастополя наводили ужас с криком "Полундра!" бойцы в бескозырках и черных бушлатах.
В Севастополе боевые корабли были единственным, наряду с авиацией, связующим звеном и способом эвакуации, спасшим, увы, не всех. В летний период дорогу жизни по Ладоге поддерживала соответствующая флотилия.
А если бы моряки дрогнули и не выстояли или были смяты в случае Севастополя намного ранее, чем в действительности, то, вероятно, не устояли бы и Москва со Сталинградом.
Фашисты в 1941 году не могли в полном объеме задействовать силы под Москвой, а в 1942 году войска Э. фон Манштейна были настолько потрепаны при штурме "города русских моряков", что под Сталинградом появились, когда мышеловка за армиями Паулюса и Гота уже захлопнулась. А под Ленинградом, куда они должны были быть переброшены, не появились вовсе.
Тайны на морском дне
Важность флота в конце войны не уменьшилась, а напротив, возросла. И дело не только в том, что венчали битву против нацизма не только штурм Берлина, но и взятие приморского Кенигсберга. Самое главное, нельзя было дать возможности нацистским преступникам уйти от ответственности, в том числе морским путем, ну и по возможности не дать им вывезти таким образом награбленное.
Получилось относительно успешно. Многие гитлеровские суда и транспорта из того же Кенигсберга были пущены на дно. Судя по всему, морским путем избежать возмездия если и удалось, то далеко не многим военным преступникам. Большинство погибло в ходе Берлинской операции Красной армии, остальные были выявлены в рядах военнопленных опять-таки вдали от побережья. Если кто и смог сбежать, то далеко не факт, что с помощью подводной лодки, хотя именно такие легенды годы и десятилетия спустя победы стали очень популярны.
То, что такая опасность существовала, показывает активность советских субмарин. Их цель, вероятно, была не только потопить какое-то конкретное вражеское судно, но и оказать психологическое воздействие на главарей Третьего рейха. В том числе и у самой знаменитой атаки - удара подлодки С-13 под командованием А. И. Маринеско по транспортному, а ранее круизному лайнеру «Карл Густлофф».
Проблема в том, что некоторое время он поработал госпитальным судном. Но в момент гибели решал задачи, далекие от сугубо гуманитарных. Он спасал курсантов военно-морских училищ, которые в случае продолжения войны могли принести немало неприятностей советским ВМФ. Вполне можно было подозревать и попытку вывезти на его борту кого-то под Красным крестом из тех, кто должен был предстать в дальнейшем перед Международным трибуналом.
Именно поэтому Александра Маринеско никто внутри страны, ни западные союзники вовне не осуждали. А вот Гитлер истерически назвал его своим личным врагом. Ну еще бы, прославленный капитан недвусмысленно показал, что воды Балтики не место для дискуссий с нацистами. Для этого гораздо лучше подходит Нюрнбергский трибунал.
Но в целом задачу предотвращения масштабной эвакуации нацистов морем, думается, была решена. Но при этом удачные атаки советских подлодок могли невольно унести с собой немало вывозимых гитлеровцами ценностей. Сейчас все больше говорят, что и знаменитая Янтарная комната из Царского села под Ленинградом оказалась в итоге на дне морском, а не в каких-то тайных штольнях, как считали ранее.
Но ответ на эту и многие другие загадки последних решающих боев на Балтике и в целом в Великой Отечественной мы получим еще нескоро. Но наверняка рано или поздно получим.