Что можно сказать о 12-летнем правлении Анатолия Чубайса в «Роснано»?
Когда сразу несколько авторитетных изданий сообщают о возможном уходе Чубайса из «Роснано», можно поверить, что этот вопрос обсуждается. РБК сообщил, что Анатолий Борисович, возможно, займется Арктикой. На что тот отреагировал в Facebook: он, конечно, любит русский север, но это не повод назначать его «Начальником Арктики».
Заметим, что опровергать свой потенциальный уход из «Роснано» Чубайс не стал. Он пришел в госкорпорацию в 2008 году. По планам «Роснано» должна была стать прибыльной в 2017-м. Но это произошло на три года раньше, благодаря росту стоимости активов. Например, компании, которая выпускает мазь от остеоартрита. В 2018-м корпорация получила рекордную прибыль — больше чем в 5,5 млрд рублей. Сама компания отмечала, что основной вклад внесли такие активы, как Hevel — солнечная энергетика, «Новомет-Пермь» — нефтедобывающее оборудование с нанопокрытиями и так далее. Правда, в прошлом году у «Роснано» был снова убыток. Но в него значительный вклад внесло укрепление рубля.
Возможно, Чубайс уже сделал в «Роснано» все, что мог, говорит управляющий партнер Almaz Capital Partners Александр Галицкий.
Александр Галицкий управляющий партнер Almaz Capital Partners «Может быть, все, что он мог, он сделал. Запустил и теперь это просто непросто надо привести в нормальный кеш-флоу, движение финансов, и это становится уже не так интересно. Все же по-разному поступают. Герман Оскарович отстроил банк, а теперь уже и не банк, уже «Сбер». Ему тоже скучно заниматься. Если ему сказали: продолжай заниматься банковской деятельностью и Сбербанком, а не «Сбером», — он бы тоже, наверное, сказал: что-то мне хочется нового. Эти ребята имеют доверие, имеют право на какие-то значительные, другие шаги».
По большому счету «Роснано» — это венчурный инвестор. Только не в IT, а в инновационное оборудование. Дело компании — выбрать проект, оценить его перспективы, вложить деньги, курировать, помогать. И когда предприятие станет успешным — удачно его продать. Правда, известно, что в венчурном бизнесе 9 из 10 проектов не выстреливают. Поэтому у «Роснано» были ошибки, убытки. Причем, как в свое время выяснила Счетная палата, за неудачные инвестиции сотрудникам корпорации все равно платили премии.
Но были и неоспоримые успехи, такие как производство графеновых нанотрубок, оцененное в 1,5 млрд долларов. Комментирует российский технологический инвестор Денис Черкасов.
Денис Черкасов технологический инвестор «Так же, как и при создании новых технологий, новой отрасли, там не обходится и без ошибок. За ошибки очень легко критиковать, но совершенно неправильно это делать. В «Роснано» он создал систему. Систему венчурного технологического инвестирования».
Можно сказать, что компании не очень везло в медийном плане. Тут, наверное, сыграла и личность самого Чубайса. И незабвенный корпоратив «Роснано», где Анатолий Борисович произнес фразу «у нас много денег», которая принесла неприятности и ему, и корпорации. Ну, и не очень везло с производством потребительских товаров. Точнее, не так. Они производятся — и скутеры, и гибкие планшеты. Но в России их так и не дождались: мопеды продают в Европе, планшеты — в Китае.
Если Чубайс действительно уйдет, то можно будет в совсем ином свете взглянуть на его предпоследнюю запись в Facebook. Он решил помочь родному ему Петербургу. Произвести обогревательные пленки из графеновых нанотрубок. Они будут греть кровли питерских домов и спасут жителей от вечной проблемы — сосулек. Вернее, как принято выражаться в тех краях — сосулей. Спасение от них любимого города — могло бы действительно стать венцом карьеры Чубайса в «Роснано».