Взрыв на Украине отрезвит противников "Северного потока — 2" в Европе
Взрыв трубопровода с российским газом на Украине наглядно показывает Европе риски отказа от проекта "Северный поток — 2". Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.
Минувшей ночью под Киевом в районе населенного пункта Чабаны произошел взрыв на газопроводе высокого давления. Очевидцы около полуночи услышали продолжительный гул и мощный хлопок впоследствии – как оказалось, рванул участок трубопровода "Уренгой – Помары – Ужгород", по которому Россия поставляет газ в Европу. Труба диаметром 1,5 метра разгерметизировалась в поле, потому обошлось без массовых жертв и пострадавших. В ближайших населенных пунктах отключили электроснабжение и экстренно принялись перекраивать маршруты подачи газа.
К утру экс-министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян подтвердил сам факт чрезвычайной ситуации. К этому времени удалось перераспределить экспортные потоки на другие магистрали. "Разгерметизация газопровода в поселке Чабаны под Киевом не повлияет на транзит газа в страны Европейского союза. Поставки газа для потребителей организованы через другие газопроводы", - сообщил оператор газотранспортной системы (ГТС) Украины. Ликвидация последствий аварии на газопроводе займет 2-3 дня.
"Это чрезвычайное происшествие, безусловно, очень показательно, - отмечает Перов. – Советская система трубопроводов "Уренгой — Помары — Ужгород" строилась в 1980-х и с тех пор устарела как физически, так и технологически. Сейчас физически украинским специалистам придется латать трубы 1970-80 годов выпуска, то есть изношенную систему, которая может рвануть в любой момент. Это яркий аргумент для всех противников строительства "Северного потока — 2" в Европе – украинская система очень ненадежна. Но мы знаем, что новый российско-германский газопровод намеренно политизируют, так что часто доводы здравого смысла и логика просто отвергаются надуманными мотивами. И насколько у европейских политиков хватит разума принять такой сигнал – пока вопрос. В ответ могут прозвучать ангажированные доводы, что такой взрыв мог произойти и в России. Однако если руководствоваться здравыми рассуждениями, сегодняшняя авария – пример, чего Европе ждать от украинской ГТС в будущем".
"Труба" требует инвестиций
"Уренгой — Помары — Ужгород" — магистральный экспортный газопровод, построенный в 1983 году для поставки природного газа с сибирских месторождений потребителям в союзных республиках и странах Центральной и Западной Европы. В настоящее время российская часть газопровода управляется "Газпромом", украинская — "Укртрансгаз", дочерней компанией НАК "Нафтогаз Украины". И если российская часть образцово обслуживается и модернизируется, то об украинской этого сказать нельзя.
ГТС Украины возникла в 1948 году с газопровода "Дашава — Киев" и впоследствии выстраивалась СССР с грандиозным размахом – сегодня составляет почти 3,7 тысячи километров. Кроме труб, в систему входят десятки распределительных сетей, газохранилищ, компрессионных и газоизмерительных станций. Основная часть системы строилась в 1960-70 годах, так что сейчас это самая дорогая и "дырявая" система – изношенные трубы приводят к значительным потерям при прокачке.
Киев неохотно содержит ГТС, которую зовет "национальным достоянием". Премьер Украины Николай Азаров в сентябре 2013 года оценивал затраты на ремонт трубы в 4,5 млрд евро. Но с тех пор уровень ежегодных инвестиций в ГТС едва достигал 10% от необходимого.
"Украинская сторона даже не пыталась скрывать, что хронически недофинансирует свою газотранспортную сеть, зато регулярно заявляет о поиске средств на это. А нужны многомиллиардные вложения. Своих денег у Киева на это, естественно, нет, что означает необходимость найти инвестора. Россия в свое время предлагала выкупить украинскую сеть и содержать за свой счет, но Кие с возмущением отказал. А значит, остается искать доноров лишь в Европе. Украинская власть предлагает смелый проект по вложению в ГТС страны огромных сумм для включения сети в общую газовую систему Евросоюза. В том числе с использованием украинских газовых хранилищ, которые очень велики. Для Киева появление такого инвестора было бы успехом, но пока даже намека на него не было. А украинская ГТС продолжает ветшать и устаревать без вложений", - подчеркивает Перов.
Здравый смысл указывает на "Северный поток — 2"
Европа готова спонсировать модернизацию трубы только в том случае, если Россия гарантирует транзит "голубого топлива" через нее. Однако для Москвы куда выгоднее задействовать новейшие газопроводы, прокачка по которым вдвое дешевле, чем по гигантской устаревшей украинской сети. Узлов и агрегатов для этой ГТС не выпускают уже 25 лет, мастера на местах выкручиваются как могут, но и советские резервы деталей практически истощены.
Тем временем в Европе антироссийские силы под давлением США объявляют о необходимости остановить проект "Северный поток — 2", связывая его с сомнительной историей о якобы отравления блогера Алексей Навального. Без доказательств делаются заявления о "боевом происхождении яда" и "политическом заказе" этой истории. Политологи не сомневаются: вся история режиссирована США, чтобы остановить строительство газопровода.
"Сейчас тема "Северного потока — 2" намеренно максимально политизируется, чтобы не допустить версий здравого смысла, а также рассуждений о необходимости этого проекта для Евросоюза. Ведь ГТС Украины моложе с годами не становится, так что вероятность аварий будет только расти. А для ЕС максимально важно, чтобы поставки энергоносителей были бесперебойными. От этого зависит экономика стран Европы. Если говорить о максимальных выгодах, то Европе стоило бы оставить и украинскую ГТС, и достроить "Северный поток — 2", чтобы задействовать все его преимущества. Но в любом случае украинский маршрут требует многомиллиардных вложений для поддержания хотя бы его жизнеспособности, и вопрос, готова ли дать деньги на это Европа, остается подвешенным в воздухе. Если же продолжить политизировать тему строительства нового трубопровода, то это удар по энергобезопасности ЕС. Но пока в Европе превалируют доводы политики, а не здравый смысл, предсказать судьбу проекта трубопровода по дну Балтийского моря, все еще сложно", - заключает Александр Перов.