Войти в почту

Страна (Украина): транзит или зима без отопления. Какие газовые сценарии готовят для Украины Европа и Газпром

На днях российское информационное агентство ТАСС, ссылаясь на свои источники в Брюсселе, сообщило, что Еврокомиссия предложила Украине и России заключить новый транзитный газовый контракт на 10 лет. Это предложение должны обсудить на трехсторонних министерских переговорах 16 сентября. Представитель президента в кабмине и советник по энергетике Андрей Герус подтвердил «Стране», что 16 сентября действительно должны пройти переговоры. Напомним: действующий договор о транзите российского газа через нашу трубу истекает 31 декабря этого года. На транзите Украина зарабатывает 3 миллиарда долларов в год. Но дело не только в деньгах. «Транзит российского газа обеспечивает нужное давление в отечественной ГТС. Непонятно, как вся система будет функционировать в случае потери этого потока», — говорит соучредитель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Сейчас Украина официально не закупает газ у России. А контракты заключаются с европейскими компаниями. Но по сути — это тот же российский газ, который просто оформляется как покупаемый у европейцев. И он идет транзитом через Украину. Если же транзит прекратится, то и эта схема может оказаться либо поломанной, либо слишком дорогой. Ситуация усугубляется и проблемами (из-за позиции Дании) с запуском «Северного потока — 2», который, по замыслу России, должен заменить транзит через Украину. Поэтому если транзит через нашу страну с 1 января прекратится, а СП-2 к этому времени не будет запущен, то в Европе может возникнуть временный дефицит газа. А это грозит Украине огромными проблемами — газа для нас тогда может просто не хватить. Почему не могут договориться по транзиту В последний раз судьба договора с Газпромом обсуждалась в мае этого года. Но тогда все ограничилось только «консультациями» — конкретно ни о чем так и не договорились. Эксперты же не исключили, что к общему знаменателю стороны вообще не придут. Газпром настаивает на прекращении всех судебных споров, что категорически неприемлемо для Нафтогаза. Плюс для россиян более выгоден краткосрочной контракт (на год) на условиях забора газа из украинской ГТС в случае, если его не будет хватать из других источников, в частности, из «Северного потока — 2», запуск которого планируется в течение года», — говорит руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. Кроме того, новый договор должен подписать сертифицированный по европейским стандартам независимый оператор ГТС, а он пока даже не создан (Нафтогаз окончательно не завершил процедуру анбандлинга, по которой добыча, транспортировка и продажа газа должны быть разделены). Европа уже начала готовится к зиме без нашей трубы: в европейские хранилища уже несколько месяцев закачиваются рекордные объемы российского газа. Впрочем, последнюю попытку договориться, судя по всему, все же решили предпринять. «Хотя и не факт, что она окажется удачной», — говорит Марунич. 10 лет газовой передышки В течение ближайшего года должны запустить «Северный поток — 2». Он существенно снизит зависимость Европы от прокачки газа через территорию Украины. Правда, там возникла заержка из-за позиции Дании, но даже если она и не даст согласия на прокладку трубы через свои территориальные, то газпровод все равно будет запущен по обходному пути. Правда, это вызовет некоторую задержку по времени и к началу 2020 года могут и не успеть. С учетом такой перспективы и на фоне грядущих проблем с украинским транзитом, большинство европейских стран уже закачало рекордные объемы газа в свои хранилища. Так что на зиму газа для Европы хватит. А вот «лишних» объемов, которые можно было бы продать для Украины, явно не будет. Либо будет, но очень дорого. Ну а когда СП-2 будет закончен, то потребности в нашей транзитной трубе уже и вовсе не будет. «На ближайшую перспективу „Северный поток — 2" полностью обеспечит потребности европейского рынка. Еврокомиссия инициирует новый долгосрочный договор между Украиной и Россией с прицелом на более отдаленные сроки. Через 5-7 лет потребности европейского рынка вырастут, так идет постепенное увеличение потребления газа. И тогда вновь понадобится транзит через нашу ГТС. Но если трубу не загружать все эти годы, то к тому времени прокачивать газ будет попросту не через что — система «ляжет», — говорит глава Жилищного союза Украины Александр Скубченко. В свете этого активность Еврокомиссии вполне объяснима. «Замглавы Еврокомиссии по делам Энергосоюза Марош Шефчович на прошлой неделе направил в Москву и Киев письма с предложениями провести в Брюсселе 16 сентября трехсторонние министерские переговоры по условия транзита и поставок газа через Украину с 1 января 2020 года. Официально дата еще не утверждена, но обе стороны уже заявили о принципиальном согласии провести переговоры», — цитирует ТАСС свой источник в Брюсселе. Он, якобы, также заявил, что участники встречи с российской и европейской стороны уже известны. Кто будет представлять Украину — пока неясно. «Это министерские переговоры. На них уже не будет главы Нафтогаза Андрея Коболева, которому никак не удается найти общий язык с Газпромом. Должен быть новый глава Минэнерго, который появится после формирования нового правительства», — отмечает Скубченко. Не исключено, что вместо главы энергетического министерства договариваться с Газпромом будет министр иностранных дел (ранее в консультациях участвовал Павел Климкин). «Непонятно, кто в итоге поедет и насколько он будет компетентным в газовых вопросах», — говорит Рябцев. Интересно, что Еврокомиссия настаивает на долгосрочном контракте — сразу на 10 лет, то есть, аж до 2030 года. «Очевидно, Европе надоело каждую зиму решать вопрос с газом, поэтому решили сделать ставку на „предсказуемость транзита"», — говорит глава секретариата совета предпринимателей при кабмине Андрей Забловский. Более того, Еврокомиссия, якобы, даже готова гарантировать определенные объемы — прокачку через украинскую ГТС до 90 миллиардов, но не менее 60 миллиардов кубометров газа в год. «Последний показатель — минимальная норма, которая позволит нашей газотранспортной системе поддерживать нужное давление в трубе, и работать хотя бы не в убыток», — пояснил «Стране» Скубченко. Для сравнения: сейчас транзитный поток российского газа составляет порядка 85-86 миллиардов кубов в год. Для чего Европе газ через украинскую ГТС, если «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» полностью перекроют текущие потребности в российском газе? Дело в том, что в Европе сокращается собственная добыча газа (на шельфе Северного моря). Поэтому замещать эти объемы как раз и планируется за счет украинского транзита. Газ по 13 гривен и другие сценарии Впрочем, еще не факт, что договор в итоге будет подписан. «Еврокомиссия может разве что рекомендовать. договариваться в любом случае придется Украине и России», — говорит Дмитрий Марунич. Но, по его словам, противоречия между Газпромом и Нафтогазом по-прежнему почти непреодолимые. Газпром настаивает на прекращении судебных дел, которые инициировал Нафтогаз (и за которые топ-менеджмент компании уже частично получил миллионные прибыли). Нафтогаз явно против. Более того, в компании заявили, что планируют закачать в хранилища 20 миллиардов кубов газа и обойтись этой зимой без российского транзита. То есть, к диалогу там, судя по всему, не расположены. «В долгосрочном договоре по газу между Украиной и Россией заинтересована Европа, но не заинтересованы США. И они будут всячески отстаивать свою позицию, которую, как известно, активно поддерживает глава НАК Андрей Коболев», — добавил Скубченко. По словам Марунича, возможно несколько сценариев. Первый — стороны договорятся, и все с поставками газа будет по прежнему. Второй — договора не будет, но Газпром сумеет обеспечить поставки в Европу и цена на газ (в том числе, и для Украины, так как мы покупаем газ в ЕС) вырастет не сильно. Третий — возникнет дефицит ресурса и цены взлетят. Это чревато резким подорожанием газа для украинских потребителей, в том числе, для населения, так как с 2020 года спецобязательств и государственного регулирования цены уже не будет. По самым минимальным оценкам, газ может стоить по 12-13 гривен за куб (сейчас он стоит для населения и теплокоммунэнерго около 7 гривен за куб). Четвертый сценарий — договор так и не будет заключен, но транзит сохраниться «по умолчанию». «Но непонятно, каким будет статус этого газа, по сути, это будет банальная контрабанда», — отметил Марунич. Пятый сценарий — с договором будут тянуть до последнего, а в начале 2020 года Европа и Газпром попросту поставят Украину перед фактом и навяжут договор на своих условиях или же будем сидеть без транзита, минимум, несколько месяцев, говорит Рябцев. Александр Скубченко добавил, что итоговый сценарий во многом будет зависеть от позиции президента Владимира Зеленского по этому вопросу. А она может осложниться тем, что, при подписании нового договора с Газпромом наверняка встанет вопрос — почему договариваться о транзите со «страной-агрессором» можно, а о прямых поставках дешевого газа в Украину — нет. Как будем зимовать Нафтогаз не видит особой проблемы в том, как Украине зимовать без российского транзитного газа. В НАК планируют закачать 20 миллиардов кубов газа и считают, что этого вполне достаточно для успешного прохождения отопительного сезона. Впрочем, есть ряд нюансов. Во-первых, по словам Геннадия Рябцева, как минимум 5 миллиардов из обещанных 20 не принадлежат Нафтогазу. «Уже сейчас в хранилищах 4 миллиарда кубов частных операторов, которые могут продавать этот газ кому угодно», — говорит Рябцев. Во-вторых, дополнительно нам нужно подписать соглашение с европейскими операторами о гарантированном реверсе газа на 5-6 миллиардов кубов на отопительный сезон. В-третьих, следует разработать и апробировать план работы ГТС на случай снижения давления в трубе. «Теоретически реверс газа возможен и он был в 2009 году в течение 17 суток. Но тогда в хранилищах было 26 миллиардов кубометров газа, что позволяло поднимать до 200 млн кубов в сутки. Теперь же будет 18-20 миллиардов кубов, а это позволит поднимать нужные объемы газа только пару месяцев, а не в течение всего отопительного сезона. Кроме того, с момента работы ГТС в режиме реверса прошло 10 лет, и непонятно, сможет ли она технически снова работать в таком режиме», — подытожил Рябцев.