Оптовые цены на бензин и дизель зафиксировать на уровне июня до конца этого года. Потом до конца марта 2019 года придется индексировать цены не выше инфляции. Такое заявление сделал вице-премьер Дмитрий Козак по итогам совещания с нефтяниками — представителями «Роснефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза», «Газпрома», «Газпром нефти», «Татнефти», «Русснефти», ННК, Иркутской нефтяной компании и «Нового потока». 1 ноября компании должны подписать правительственный план по стабилизации цен на топливо. В противном случае правительство обещает им заградительные экспортные пошлины. Первые результаты договоренности правительства и нефтяников таковы: крупнейшая частная нефтяная компания России заявила о снижении цен на бензин и другие нефтепродукты в мелком опте в рамках соглашения с правительством. «Лукойл» меняет цены реализации продукции мелким оптом в регионах своей ответственности. Ситуацию Business FM обсудила с генеральным директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым: — Почему, как вам кажется, от повышения акцизов с нового года все-таки не стали отказываться? Может быть, имело смысл? — Мы посчитали, у нас доля налогов различных в литре бензина с 2012 года выросла до нынешнего года примерно с 65% до примерно 80%. То есть 80% — это налоги в том или ином виде в каждом литре. Вот ответ на ваш вопрос. Я уже сказал: если у вас доходы в бюджет формируются, прежде всего, за счет нефтегазового комплекса, при этом вы год за годом рассказываете про какую-то не сырьевую наполняемость и при этом все всё видят на цифрах, ясно, почему отказались от идеи снижения, потому что государство не может позволить в условиях выполнения майского указа, в условиях, когда президент поставил задачу собирать со всех деньги, где только можно найти, дать возможность еще и снизить акцизы на бензин. Конечно, этого не будет. На самом деле государство все больше зарабатывает на дорогом топливе, это тоже надо иметь в виду. Это, кстати, тоже один из аргументов в пользу того, что цены со второго квартала вполне могут быть повышены. — Вроде бы снят сейчас вопрос с заградительными пошлинами, но забыли ли эту историю или еще вернется вопрос? — Это ружье на стене, которое в любой момент может выстрелить. Мы же понимаем, что это есть как бы конец дискуссии, о которой мы говорили. То есть была такая игра в циферки, а потом государство просто говорит: «Ребята, мы уже даже в закон это внесли. Введем за один день, просто подпишем бумагу — и привет, введем эти заградительные пошлины». Вы же понимаете, что такое заградительные пошлины. Просто никто не запрещает экспорт, но фактически говорят: либо так, либо никак. Но по большому счету, если ситуация как-то будет выходить из-под контроля, их могут ввести. Но я уверен, что не будет выходить из-под контроля, потому что здесь есть приказ первого лица, он будет выполнен, безусловно. А вот что будет во втором квартале, с учетом того, что с 1 января заработает так называемая новая налоговая система и начнется ускорение налогового маневра, который прежде всего бьет по переработке, и как будет работать компенсирующий акциз, совершенно пока не ясно. Все это формирует очень серьезную зону неопределенности. Так что начало 2019 года с точки зрения отношений государства и нефтяникам будет очень веселым. Несмотря на соглашение с нефтяными компаниями о заморозке цен на моторное топливо до конца года, план по повышению акцизов с января остается в силе, заявил Дмитрий Козак. «Коврижек», по его словам, никто не получит. «Либо вы соблюдаете цену независимо от экспортной альтернативы, либо мы вынуждены идти на крайнюю меру в виде введения заградительнойпошлины, что крайне болезненно, потому что это в первую очередь ударит по нефтепереработке, в том числе независимой», — цитирует Козака РБК.