Более 3 трлн рублей правительство РФ потратит в 2019 году, не отчитываясь за эти траты перед общественностью, из общего объема расходов чуть более 18 триллионов, следует из материалов Минфина.
Таким образом, в секретном режиме правительство потратит 16,6% всего бюджета.
Традиционно, правительство засекречивает расходы на оборону и силовые структуры, из чего можно предположить, что затраты по этим статьям в будущем году превысят их в 2018-м году на 5,3%.
Военно-полицейские расходы снова станут главной статьей бюджета РФ.
И это при том, что Минфину надо где-то найти 8 триллионов рублей, которые необходимы до 2024 года для исполнения «майского» указа президента.
Как опростоволосились аналитики
Ретроспективно интересно посмотреть, что накануне президентских выборов аналитики Bloomberg ожидали, что финансовая стратегия правительства после 2018 года будет базироваться на так называемом «плане Кудрина».
План предполагал рост социальных расходов — на здравоохранение, образование и инфраструктуру — на 10 триллионов рублей в течение шести лет. Деньги на это предлагалось получить за счет введения налога с продаж (НСП) и одновременного сокращения трат на оборону.
«За последние шесть лет расходы бюджета на образование снизились с 3,7 до 3,5% ВВП, на здравоохранение и спорт — с 3,5 до 3,3%. Затраты же на оборону выросли с 2,5 до 3,1%. Особенно резкий рост был в 2014—2016 годах: с 3,2 до 4,4%», — таковы данные Центра стратегических разработок
Судя по планам Минфина на 2019 год, аналитики оказались неправы. Правительство в самом деле подняло налоговые поступления (правда, не вводя НСП, а повысив НДС), но замахнуться на оборону против внешнего и внутреннего врага оно не решилось.
Между львом и крокодилом
При распределении расходов между военной и гражданской частями экономики правительству приходится выбирать крайне узкую тропинку, по обе стороны которой — пропасть, говорит замдиректора Фонда экономических исследований «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов.
«Любая страна, не только Россия, всегда стоит перед трудным выбором: решать ли ей сиюминутные, неотложные, горящие проблемы или инвестировать в светлое будущее. У каких-то стран такая дилемма стоит менее остро: например, Великобритании или любой европейской стране никто не угрожает, и они могут себе позволить тратить деньги на благосостояние, в том числе будущих поколений. А столько внешних врагов, сколько их есть у России, нет, наверное, ни у одной страны мира, кроме разве США», — пояснил он «Ридусу».
Ни одно правительство не милитаризует бюджет по доброй воле; это почти всегда — вынужденная мера («за исключением режимов вроде тех, что были в Чили или Аргентине, где военные стояли у власти и поэтому выбирали пушки вместо масла из групповых эгоистических соображений», уточняет Миронов).
«Когда правительство распределяет бюджет, там рассуждают примерно так: врачи, учителя, работники культуры все равно никуда «с подводной лодки» не денутся. А вот террористов в Сирии надо мочить безотлагательно», — говорит эксперт.
В объективной же реальности власти (которые в этой системе координат получают ярлык консерваторов) стремятся обеспечить стабильность в обществе здесь и сейчас, а что будет через десять-двадцать лет, их, очевидно, уже не касается.
Возвращение бумеранга
Но такая «прагматическая» политика может ударить бумерангом по самой же власти, предупреждает эксперт.
«Консерваторы, возможно, не понимают, что благополучие того же самого ВПК будет через десятилетие зависеть от того, какие кадры придут туда работать. Ведь военную науку, НИОКРы не могут двигать малообразованные, больные, полуголодные люди. Поэтому в интересах самого же ВПК — «делиться» бюджетными деньгами с невоенным сектором, а не пытаться проглотить все, что попадается под руку», — указывает Миронов.
Ранее президент поставил задачу ускорить рост ВВП до темпов выше мировых, а за 6 лет войти в топ-5 экономик мира.
Но, как указывает профессор Института социально-политических исследований РАН Игорь Богданов, федеральный бюджет до 2020 года не содержит никаких признаков того, что как минимум в эти годы ситуация изменится к лучшему.
«Более того, этот бюджет в каком-то смысле гарантирует, что обеднение населения будет продолжаться», — сказал он ранее «Ридусу».
В октябре 2017 года Минфин обнародовал долгосрочный прогноз федерального бюджета, в основу которого заложил хроническое обесценение рубля.
Падение российской валюты, по этому прогнозу, начнется в 2018 году и будет продолжаться до 2035 года, когда за 1 доллар будут давать 82,5 рубля.
Как минимум первая часть этого прогноза оправдалась полностью.