В последние недели американцы пошли в наступление против проекта «Северный поток — 2». Вашингтон старается оказать давление на Берлин и заставить его отказаться от поддержки российской инвестиции, угрожая использовать мощные рычаги, в частности, ввести санкции в отношении европейских компаний, которые принимают участие в строительстве газопровода. Нарастающий спор между США и Германией сопровождается разногласиями внутри ЕС и еще сильнее настраивает друг против друга его членов. Он показывает, насколько расходятся позиции разных стран в отношении газового сотрудничества с Россией и развития стратегических российских трубопроводных проектов. Если Германия, Австрия, Голландия и еще несколько государств делают ставку на рыночный подход, то Польша, страны Балтии, Дания и США говорят о вопросах безопасности (не только в сфере энергетики). Конфликт вокруг проекта «Северный поток — 2» вписывается также в игру, ставка в которой — будущий облик рынка газа в Европе и роль на нем отдельных иностранных поставщиков (в основном России, но также во все большей степени США) или концернов, в том числе Газпрома и его партнеров. Тема российского газопровода стала для ЕС проверкой на прочность, а также проблемой, заставившей задуматься об отношениях с США и Россией. Москва извлекает из ситуации политические выгоды: российский газопровод не только рассорил членов ЕС, но стал источником напряженности в трансатлантических отношениях. Каким окажется будущее второй ветки «Северного потока», зависит от шагов Вашингтона и Берлина. Хотя Германия изменила свою риторику, а канцлер Меркель признала, что проект имеет не только экономическую, но и политическую составляющую, немцы поддерживают его претворение в жизнь, стараясь лишь ограничить негативные последствия появления нового газопровода на транзит газа через территорию Украины. При этом Берлин не реагирует на стратегические опасения Еврокомиссии, государств Центральной Европы и Скандинавии, а также США, не связанные с украинской темой. Вашингтон ведет жесткую игру Соединенные Штаты выступают против проекта «Северный поток — 2» с того момента, как о нем было объявлено (это произошло в 2015 году еще при администрации Обамы). Когда президентский пост занял Дональд Трамп, Вашингтон занял по этому вопросу еще более жесткую позицию. Сопротивление американцев связано как минимум с двумя причинами. Во-первых, они считают, что российский проект угрожает европейской энергетической безопасности, а новые газопроводы помешают не только развитию диверсификации источников поставок, но и создадут риски для стабильности Европы (в первую очередь Восточной и Центральной). Таким образом, американская администрация придерживается в отношении новых проектов России традиционного курса политики США. Тезис о том, что «Северный поток — 2» представляет опасность для Европы, стал особенно актуален в контексте российской аннексии Крыма и российско-украинского конфликта в Донбассе. О том, что американцы продолжают его придерживаться, свидетельствуют высказывания представителей американской дипломатии, в частности предыдущего и действующего госсекретарей США. Во-вторых, протест против российской инвестиции связан с целями энергетической политики администрации Трампа, которая планирует увеличить объем экспорта американского сжиженного природного газа в том числе на европейские рынки. О том, что государство поддержит экспорт американского сырья, говорят высказывания и президента (например, сделанные в ходе визита в Польшу или на саммите США — страны Балтии), и министра энергетики. Они полагают, что американский СПГ позволит Европе диверсифицировать источники поставок сырья и уменьшить зависимость от российского газа. Основной инструмент, который может использовать Вашингтон, чтобы изменить судьбу проекта «Северный поток — 2», — это принятый в 2017 году пакет санкций (CAATSA). Они могут затронуть российский энергетический сектор, а также существующие и строящиеся экспортные газопроводы. Германия, ряд других европейских стран и Еврокомиссия подвергли американский закон о санкциях критике. Европейским (в первую очередь немецким) лоббистам удалось добиться того, что в документ и инструкции Госдепартамента, касающиеся использования его положений, добавили пункт, требующий согласовывать введение ограничительных мер с союзниками (однако, президент может также ввести санкции самостоятельным решением). В последние месяцы вероятность применения закона «О противодействии противникам Америки» в отношении европейских компаний, которые принимают участие в проекте «Северный поток — 2», возросла. Об этом свидетельствует хотя бы то, что со стороны американцев стали чаще звучать угрозы. Вашингтон «приложит все усилия к тому, чтобы заблокировать реализацию проекта», — заявила 17 мая в Берлине заместитель помощника госсекретаря США по энергетическим ресурсам Сандра Оудкирк (Sandra Oudkirk), вновь пригрозив введением санкций. Европейские дипломаты тоже говорят о том, что перспектива их появления становится реальной. Американцы начали предпринимать в отношении проекта «Северный поток — 2» все более энергичные политические шаги. Американский президент обсуждал его с президентами стран Балтии и канцлером Германии. Как сообщали СМИ, он предложил Меркель вернуться к переговорам на тему нового торгового соглашения между США и ЕС, если Берлин откажется от поддержки российского проекта. В последние месяцы на этом направлении повысилась также активность американской дипломатии. Представители Госдепартамента открыто критиковали «Северный поток — 2» в Брюсселе и Берлине, призывали страны-члены ЕС выступить против проекта и поддерживали некоторые из них в действиях по его блокированию. Они также подняли вопрос безопасности в Балтийском море, в том числе говоря о том, что россияне смогут использовать газопровод для разведывательной деятельности. Кроме того, появились сообщения, что Трамп может поднять тему газа и импорта из России на площадке НАТО. Трубы для газопровода "Северный поток ‑ 2" на заводе по обетонированию в Котке, Финляндия Одновременно США занялись поддержкой диверсификационных проектов в Европе. Благодаря новым СПГ-терминалам (например, в Греции и Хорватии) ЕС сможет импортировать больше сжиженного газа, в том числе из Америки. Американцы поддерживают и другие инициативы, связанные с диверсификацией, в частности, проект по созданию Южного газового коридора и Балтийского газопровода, а также газовых перемычек, способствующих интеграции европейского рынка. Кроме того, американские концерны подключаются к новым европейским добывающим проектам (например, на румынском шельфе Черного моря). Какой объем газа будет поступать из Америки в Европу, зависит от решений частных американских компаний, занимающихся продажей СПГ, и цен на мировых рынках. Объем экспорта американского сжиженного газа в 2017 году по сравнению с предыдущим годом увеличился, однако, он до сих пор покрывает лишь незначительную часть европейского спроса: это всего 1% импорта. Европа покупает гораздо больше сырья в России, Норвегии или Алжире. Главными покупателями американского СПГ остаются Мексика, Южная Корея и Китай. В первые месяцы 2018 года в связи с ростом цен и спроса американцы увеличили поставки в азиатские государства, а в ЕС в этот период пришло всего три американских танкера. Германия делает вид, что меняет подход С тех пор, как в июне 2015 года Газпром и пять его западноевропейских партнеров объявили о намерении построить газопровод «Северный поток — 2», немецкая дипломатия поддерживала этот проект и идею, что он должен получить экстерриториальный статус. Берлин стремился помешать Еврокомиссии влиять на претворение проекта в жизнь и выступал против вмешательства американцев. В звучащей со стороны США критике и американских шагах (в частности, санкциях против России, потенциально направленных против российской инвестиции) Германия видела угрозу собственным интересам и энергетической политике ЕС, говоря, что американцев интересует лишь экспорт их сырья на европейский континент и получение новых рынков сбыта для производителей нефти и газа. Одновременно немецкое руководство (в особенности социал-демократы) занимались активным лоббированием российского проекта. В 2015-2017 годах представители правительства Германии провели 62 встречи на его тему, чаще других в них принимал участие Зигмар Габриэль — бывший министр экономики и энергетики, который занял позднее пост главы МИД. С появлением в марте 2018 года нового коалиционного правительства, в котором министром экономики стал Петер Альтмайер (Peter Altmaier) из ХДС, а министром иностранных дел Хайко Маас (Heiko Maas) из СДПГ, позиция Германии в отношении газопровода не изменилась. Между тем, как показала апрельская встреча Меркель с президентом Украины Петром Порошенко, Берлин решил сменить риторику. Канцлер отметила, что, давая оценку проекту «Северный поток — 2», следует принимать во внимание не только экономические, но и политические факторы. Она обратила внимание, что снижение доходов от транзита немецкого газа обернется для Украины негативными последствиями, и заявила, что если Берлин не получит гарантий сохранения транзита, реализация проекта окажется под вопросом. Трубы для строительства газопровода "Северный поток - 2" С похожим заявлением Меркель выступила на переговорах с президентом России Путиным и премьером Дании Ларсом Расмуссеном (Lars Rasmussen). Как говорится в письменном ответе правительства на депутатский запрос от 14 мая этого года, руководство ФРГ будет стремиться к получению гарантий, что российская сторона не откажется от транзита газа через территорию Украины после истечения срока действия существующего договора, а также будет поддерживать европейские шаги в этой сфере. В мае 2018 года ФРГ активизировала дипломатическую активность: она вела переговоры на тему транзита и с Украиной, и с Россией (визит Хайко Мааса в Москву, Петера Альтмайера в Москву и Киев, Ангелы Меркель в Сочи). Однако никаких реальных гарантий от Российской Федерации получить пока не удалось. Смена риторики в отношении проекта «Северный поток — 2» связана, по всей видимости, с возросшим риском введения американских санкций и обострением отношений с США. Кроме того, влияние на Берлин могли оказать действия Брюсселя (в том числе появившееся в марте заключение юридической службы Совета ЕС, подтвердившее необходимость выработки международных соглашений, касающихся газопроводов третьих стран), а также перестановки в федеральном правительстве Германии и в Социал-демократической партии. Берлин сделал лишь небольшой шаг навстречу критикам российского проекта: он заявил о желании решить одну проблему политического свойства (транзит через Украину), но не отказался от поддержки инвестиции. При этом немцы надеются снизить напряженность в отношениях с Еврокомиссией, которой они не могут запретить вмешиваться в дела, связанные с газопроводом, но которую они одновременно считают потенциальным союзником в решении важных для себя вопросов, связанных с отношениями с США в контексте «Северного потока — 2». Перед Германией открываются в этой сфере перспективы, поскольку Еврокомиссия называет сохранение транзита газа через Украину одной из приоритетных целей и ведет трехсторонние переговоры с Москвой и Киевом. Майское дипломатическое наступление Берлина говорит о том, что тот, оставаясь стороной, заинтересованной в строительстве газопровода, хочет играть роль переговорщика между Россией и Украиной по вопросу транзита. При этом неизвестно, согласуют ли немцы свои действия с Еврокомиссией, а также как выглядит стратегия и конечная цель переговоров. Возможно, получив у россиян гарантии, что те продолжат поставлять небольшой объем газа через украинскую территорию, Германия постарается нейтрализовать сопротивление Киева и представить на европейской площадке результат своих усилий как большой успех. (Продолжение следует)