Как Украина сто миллиардов долларов потеряла
«Атлантический совет» с вашингтонской пропиской посчитал, сколько Украина потеряла из-за «российской агрессии». Откуда взялись 100 млрд долларов, которые насчитали западные доброжелатели? И надо ли России в ответ подсчитывать собственные приобретения?
Киевская элита и лично Петр Порошенко любят поговорить о том, как Украина страдает без потерянного Крыма – при этом украинский президент настолько хорошо знает полуостров, что не помнит, какого числа в «героическом украинском Севастополе» отмечается день города. Обычно из Киева раздаются эмоциональные выкрики об ущербе от «аннексии» и «оккупации». Но Запад, еще в большей степени чем Москва, не верит слезам, а верит калькуляции. За Киев эту работу проделали эксперты из «Атлантического совета», подсчитавшие: Украина потеряла 98,4 миллиарда долларов «из-за оккупации Крыма и войны на Донбассе».
«Атлантический совет» – неправительственный, но приближенный к правительственным кругам американский «мозговой центр» со штаб-квартирой в Вашингтоне, и с действующим послом США в России Джоном Хантсманом в качестве председателя. Накануне в Киеве высадился целый десант экспертов этого совета во главе со шведом Андерсом Ослундом. Экономист и отставной дипломат Ослунд известен своими русофобскими заявлениями, его называют идеологом антироссийских санкций. Но о киевских властях швед весьма невысокого мнения – не так давно он прямо написал, что украинские чиновники, силовики и лично генпрокурор Луценко заинтересованы в коррупции просто потому, что они с нее живут.
Но даже такой младший партнер годится в качестве ключевого элемента антироссийского «санитарного кордона» – и требует присмотра и помощи. Так что экономист Ослунд и его коллеги доходчиво объяснили непутевой «молодой демократии», как ей надо считать убытки, полученные от «российской агрессии». «После аннексии Крыма Украина потеряла 1,4 млн гектаров земли, которые оценивают в более, чем 1,8 млрд долларов. Украинские банки потеряли активы, которые остались в банковских отделениях (Крыма), – от 1,7 млрд до 1,9 млрд долларов», – цитирует в субботу издание «Украинская правда» доклад «Атлантического совета».
«Также Россия конфисковала «Крымэнерго», как следствие – Украина потеряла еще 1 млрд долларов», – лично от себя добавил Ослунд на презентации доклада.
Сто миллиардов долларов убытков попали в заголовки украинской прессы, но дьявол, как всегда, кроется в деталях. «Атлантический совет» посчитал, из чего складываются эти 100 млрд. Около 27 млрд долларов Украина лишилась, потеряв Крым. Но большую часть, 73 млрд долларов она потеряла в Донбассе. Тут впору вспомнить строчки из Маяковского – «считают «Матэны», считают «Таймсы». Считаться хотите? Давайте! Что ж! Посчитаемся!». Если Украина потеряла 9,5 млрд долларов из-за разрушения инфраструктуры Донбасса, и лишилась 10 процентов ВВП, которые давал угольный край – то не из-за того ли это, что в 2014 году Украина начала и до сих пор не прекратила «антитеррористическую» операцию против двух собственных регионов? Теперь Киев уже не прикрывается «АТО», а по-честному ведет военную операцию. Ведь можно предъявить и встречный счет – более 2,5 тысяч мирных жителей, в том числе 138 детей, погибших с 2014 года от такой «борьбы с терроризмом» и «реинтеграции Донбасса». И это только по официальным подсчетам ООН.
Ослунд и его товарищи ссылаются на другую международную структуру: «В МВФ оценили ВВП Украины в докризисный 2013 год на уровне 179,6 млрд долларов. Таким образом, общая стоимость активов Крыма и Донбасса составила 13,7% от этой суммы, умноженные на четыре, или 98,4 млрд долларов». Ключевая фраза здесь – «в докризисный 2013 год».
Киевский евромайдан, напомним, собрался в ноябре 2013-го как раз как протест против кризиса, до которого Украину довела «злочинна влада» Януковича. Началом, как известно, был уже вошедший в историю и исполненный исторического оптимизма пост в Facebook Мустафы Найема: «Одевайтесь тепло, берите зонтики, чай, кофе, хорошее настроение и друзей!». Под этим постом и сейчас оставляют комментарии, примерно такого характера:
«А ведь хорошая страна была», «Какую страну подкосили».
И действительно, после четырех лет войны, экономического, политического и социального кризисов хорошего настроения явно не прибавилось.
Потенциально процветающая страна с многомиллионным трудолюбивым населением, получившая от природы богатейшие черноземы, от Ленина – Донбасс, от Хрущева – Крым, и в целом от советской эпохи – множество «гигантов индустрии» – эта страна становится самым бедным государством Европы по ВВП на душу населения. По уровню ВВП Украина оказывается ниже другой постсоветской республики, Молдавии – и это не «кремлевская пропаганда», а вывод из одной из аналитических записок Андерса Ослунда, коль скоро мы цитируем этого эксперта.
Такова цена «европейской интеграции». Которая, как выяснилось, включала в себя «поезда дружбы» нацистов из «Правого сектора» (то, что окончательно оттолкнуло Крым), и дерусификацию, которая вызвала сопротивление в Донбассе.
Экономические и прежде всего человеческие потери, которые понесла Украина по вине ее правителей – это менее всего повод для злорадства. Конечно, можно было бы обернуть выводы доклада «Атлантического совета» в свою пользу, и сказать: то, что потеряла Украина, все эти миллионы гектаров крымской земли, «Крымэнерго», севастопольский порт, и другие активы – все это досталось России. Можно добавить сюда и два миллиона новых налогоплательщиков, и констатировать – мы в выигрыше.
Но выводы в той бухгалтерской логике «прихода и расхода», которой придерживается «Атлантический совет», с российской стороны почему-то не звучат. Всё больше о городе русской боевой славы Севастополе... Вряд ли дело в том, что Россия «тратит около 2 млрд долларов на поддержку Крыма» (как говорится в докладе Ослунда), и в ближайшее десятилетии не окупит быстрое и недешевое строительство Крымского моста. Просто Россия не измеряет в категориях «выгодно – невыгодно» такие вопросы как воссоединение с соотечественниками. Которые мирно и в законном порядке решили не ждать поезда с вооруженными до зубов «патриотами Украины», а предпочли вернуться в родную гавань.