Рост цен на бензин может привести к инфляции
За ростом цен на бензин москвичи наблюдают с тревогой уже несколько месяцев. Сегодня цифры на табло бензоколонок перевалили уже за четвертый десяток и, кажется, останавливаться не собираются. О том, как это скажется на общей ценовой политике рынка и что может остановить этот стремительный рост, на круглом столе сетевого вещания «Вечерней Москвы» обсуждали эксперты топливно-энергетической сферы. Чтобы понимать складывающуюся на нашем рынке ситуацию, целесообразно оглянуться на рынок мировой. Директор Института актуальной экономики Никита Олегович Исаев напомнил, что рост цен на нефть начался еще в позапрошлом, 2016 году. — От 27,7 доллара за баррель мы пришли к сегодняшней вилке 75–80 долларов, — говорит Исаев. — Есть страны нефтедобывающие и активно экспортирующие нефтепродукты, есть ОПЕК, ОПЕК+, более широкие ассоциации. Разумеется, для них это хорошо, потому что резко повышаются доходы в бюджет. Россия тоже по-прежнему зависит от нефтедолларов. От доходов с продажи углеводородов бюджет пополняется на 65 процентов. Казалось бы, замечают эксперты, внутреннее благосостояние страны должно расти. И вдруг в мае цены внутри страны на бензин тоже поползли вверх и ударили по карману рядового потребителя. Почему произошел ценовой скачок? Причин тому может быть несколько. Во-первых, сезонная — грянула посевная компания у сельхозпроизводителей, и из гаражей свои авто вывели частники. Во-вторых, приоритет продаж нефтепродуктов для отечественных производителей переместился за рубеж. В-третьих, на рост цены бензина повлияло повышение акцизных сборов. Увы, по мнению Никиты Исаева, снижения их ожидать не стоит. Но вице-премьер Дмитрий Козак недавно пообещал стабилизировать рост цен на горючее. Вместе с тем, по словам экспертов, поздней осенью нас ожидает серьезная потребительская инфляция. — Когда говорят о росте розничных цен, забывают об оптовых ценах. Понятно, что роптание многочисленных автовладельцев слышно издалека, — вступает в дискуссию президент Независимого топливного союза Павел Александрович Баженов. — А между тем бесконтрольно растет оптовая цена, рыночно образуемая. И как бы нас, представителей розничного рынка, ни ругали, мы несем колоссальные убытки. Увы, представители розничного рынка бензина не видят на сегодняшний день выхода из сложившейся ситуации, если не произойдет целого ряда реформ. В цене бензина 60 процентов — это налоговая нагрузка. При такой минусовой маржинальности автозаправочных станций, а это минус 8 процентов, как ни старайся, последует дальнейшее повышение цены. Ведь компаниям — владельцам автозаправок и джобберам необходимо восполнять потери, зарабатывать. Лекарство от повышения цены есть, уверены собравшиеся в студии дают с тревогой уже несколько месяцев. Сегодня цифры на табло бензоколонок перевалили уже за четвертый десяток и, кажется, останавливаться не собираются. О том, как это скажется на общей ценовой политике рынка и что может остановить этот стремительный рост, на круглом столе сетевого вещания «ВМ» эксперты. В первую очередь это снижение налоговой нагрузки. Также поможет отмена акцизов, которая станет альтернативой экспорту. Если меры не предпринимать, последствия уже в ближайшем будущем могут быть самые плачевные: от ухудшения качества бензина до банкротства и резкого сокращения количества автозаправочных станций. Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко считает, что, говоря о необходимости построения рыночной экономики, необходимо принимать реформы, которые будут способствовать либерализации нефтеперерабатывающей отрасли. Ведь ни для кого не секрет, что повышение цен на топливо приведет к росту общего уровня инфляции, росту цен. Хотя бы потому, что 15–0 процентов стоимости любого продукта, который лежит на прилавке магазина, это затраты на его транспортировку. То есть затраты на топливо. Даже притом что сейчас принято решение о заморозке цен внутри страны с помощью административного ресурса, на оптовом рынке рост цен никто заморозить не в силах.