Кабардино-балкарский трикотаж посоперничает с китайским
Компания "Текстиль-Индустрия" из города Баксан в Кабардино-Балкарии — один из крупнейших производителей трикотажного полотна в России. В 2014 году здесь монтировали первое оборудование, и теперь продукцию фабрики покупают не только на Северном Кавказе, но и в Москве, в Иванове. При этом сами баксанские текстильщики говорят, что только начали создавать импортозамещающее производство, которое будет поставлять на российский рынок качественный трикотаж.
Станки с фантазией
В огромном цеху десятки станков равномерно крутятся, гудят и превращают хлопковые нити в гладкое трикотажное полотно. Людей совсем мало: "умные" машины многое умеют делать сами. Когда один из станков внезапно останавливается, вверху напротив одной из многочисленных нитей загорается красный индикатор.
— Это значит, что есть какая-то проблема: например, порвалась нитка. В таком случае специалист подходит, устраняет проблему и снова запускает оборудование. Станки новые, импортные, все процессы автоматизированы на 50%", — рассказывает начальник вязального цеха ООО "Текстиль-Индустрия" Арсен Пшуков.
Тревожный индикатор гаснет, и станок крутится снова.
Предприятие может выпускать разные по типам плетения полотна: пике, жаккард, рибана, кашкорсе, двухниточное и трехниточное полотно, кулирное полотно с лайкрой.
— Например, тонкое кулирное полотно идет на нательное белье, майки, футболки. Более плотное — на весенне-осенние толстовки, спортивные костюмы. Эти станки позволяют проявить фантазию. Благодаря разным комплектующим их можно адаптировать под разные задачи: попробовать ввести новые виды переплетений, получить ткань разной структуры, — объясняет Пшуков.
По его словам, все полотно — на 100% хлопковое, без каких-либо синтетических добавок. Из этого цеха большая часть полотна выходит неокрашенным, как здесь говорят — суровым. Потом его будут отбеливать или красить. Несколько станков настроены так, что сразу выдают готовую ткань в сине-белую полоску: из нее шьют знакомые всем тельняшки. По словам начальника вязального цеха, на фабрике строго выдерживают стандарт, который регламентирует ширину полоски, — ровно 1 см.
Сейчас все работники трудятся посменно, по 20 человек.
— Это оборудование должно работать постоянно, при постоянной температуре. Мы решили работать посменно, чтобы станки не остывали и чтобы полотно было более качественным, — поясняет начальник вязального цеха.
Руки и желание работать
Генеральный директор "Текстиль-Индустрии" Хасан Баксанов — текстильщик во втором поколении, в этой отрасли работал его отец. "В советский период тут были швейная и ткацкая фабрики. Сам я учился в Москве, получил высшее текстильное образование", — рассказывает Баксанов.
— Много ли на предприятии специалистов с таким опытом?
— Арсен (Пшуков — прим. ТАСС) и я.
По словам гендиректора, когда было принято решение о создании "Текстиль-Индустрии", все пришлось начинать практически с нуля: мощности, оставшиеся от старых производств, морально устарели.
— Сейчас у нас все оборудование — производства конца 2014–2015 годов, импортное. Людей набирали в своем районе, практически без квалификации, отправили их на обучение в Турцию, в Германию… К сожалению, у нас в стране пока негде учить людей работе на таком оборудовании, нет своей школы, — говорит Баксанов.
Пока текстильная фабрика в Баксане работает практически полностью на импортном сырье. Хлопковую пряжу покупают в Узбекистане и Туркменистане, материалы для окрашивания ткани — в Китае, Бангладеш, Турции. Но со временем здесь намерены максимально сократить зависимость от импорта, в частности, наладить собственное производство пряжи из хлопкового волокна и даже создать что-то вроде школы, где опытные мастера будут обучать молодежь. Тем более, что по мере расширения производства количество сотрудников планируют увеличить в несколько раз — до 300 человек.
— У нас есть руки и желание работать, учиться. Когда мы покупали оборудование в Турции, заключили договор: они должны обучить наших специалистов, чтобы впоследствии мы могли не зависеть от них. Сейчас хотим пригласить их к нам, чтобы здесь, на месте, провести обучение, — рассказывает руководитель "Текстиль-Индустрии".
Постепенно на предприятии появляются собственные кадры, готовые передавать опыт новичкам. Выпускник химфака Кабардино-Балкарского госуниверситета Беслан Костачков пришел сюда два года назад, сразу по окончании вуза. Теперь он работает в "Текстиль-Индустрии" главным лаборантом.
— Я прошел дополнительное обучение в Турции. Занимаюсь в основном анализом веществ, которые используются на производстве, и подбором краски для ткани. Сейчас уже могу чему-то научить тех, кто придет на предприятие. Но, конечно, все мы еще сами учимся, это бесконечный же процесс! — говорит Костачков.
От пряжи до готовой одежды
Следующим этапом в развитии предприятия станет полный запуск красильного цеха. Сейчас он уже работает в тестовом режиме.
— Планируем, что к концу года производство выйдет на полную мощность. В марте мы участвовали в выставке "Текстильлегпром-2018", нами было представлено более 2000 образцов ткани с 21 видом вязки. Сейчас изучаем рынок параллельно с увеличением объема производства, — говорит Баксанов.
Тем не менее у предприятия уже есть постоянные клиенты и контракты на будущее.
— Пока проблем со сбытом нет. В основном потребителями продукции является местный рынок, швейные производства республики. Но сейчас пытаемся расширяться, выходить в другие регионы, — рассказывает менеджер по продажам ООО "Текстиль-Индустрия" Ислам Маремуков.
Сейчас у баксанской фабрики есть собственные точки реализации в Москве, Иванове, Ростове-на-Дону, Пятигорске. В следующем году планируется открыть новые — в Екатеринбурге и Челябинске.
— Не скажу, что прорываться на рынок легко. Много зарубежной продукции, в том числе из Китая. Мы, как российский производитель, работаем по ГОСТам. Качество нашей продукции отвечает самым высоким запросам рынка и позволяет конкурировать не только в пределах страны, но и со многими зарубежными производителями.
Конечная цель баксанских текстильщиков — создать практически на 100% импортозамещающее производство.
— В России надо развивать собственное производство пряжи, химии (для текстильной промышленности — прим. ТАСС). Мы в перспективе хотим создать предприятие полного цикла, разве что без выращивания хлопка — от производства пряжи до выпуска готовых изделий из трикотажного полотна, — говорит генеральный директор компании.
Предприятие уже движется в этом направлении: открыть собственное швейное производство здесь рассчитывают к началу 2020 года. А пока одновременно с полным запуском красильного цеха предполагается вдвое увеличить объем выпускаемой продукции — до 1,8 тыс. тонн к концу года.
Елена Гриценко