«Нужны не столько бюджетные меры, сколько качественные принципиальные реформы в законодательстве»

«Сами цели послания верны. За шесть лет увеличить ВВП на душу населения в 1,5 раза, вдвое снизить уровень бедности, удвоить расходы на здравоохранение до 4% ВВП. Направить 3,4 трлн. руб. на решение демографических проблем, увеличить среднюю продолжительность жизни с нынешних 73 лет до 80 лет в 2029 г. Важны и планы вложений в инфраструктуру, в частности, в дорожное строительство в 11 трлн. руб. Но насколько осуществимы указанные планы? Где взять финансовые ресурсы для намеченных вложений? Одним из источников для рывка называются доходы от роста ВВП. Но для этого понадобилось бы его повышение на 6% в год. Таковы расчеты А.Кудрина, часть идей которого была заложена в послание президента. Однако такой темп почти в два раза превышает среднемировой уровень в 3,5%. Российская же экономика выросла на 1,5% в 2017 г., и данный показатель не превысит 2-2,3% в 2018 и последующие годы даже в оптимистичном прогнозе Минэкономразвития. Утроить темп в ближайшие годы не представляется возможным. Такого нет даже в самых развитых странах, и в России не существует предпосылок для него. Соответственно, под сомнением и возможности заявленных финансовых ассигнований. Для них нужно резко повысить доходы бюджета и перераспределить расходы в пользу социальной сферы и инфраструктуры. Но это означает противоречие между целями послания и средствами их достижения. Для намеченных ассигнований при ограниченности экономического роста есть два пути: повышение налогов и заимствований. Но увеличение государственного долга не входит в планы Минфина, оно бы создало дополнительное напряжение для бюджета, усилило его расходы, уменьшило бы надежность. Предполагается повышение поступлений от налогов. Но это означает, например, обсуждаемый рост ставок НДС, налогов с населения, повышение пенсионного возраста. Такие меры, в противовес целям послания, дестимулируют рост доходов, потребление, внутренний спрос, возможности частных инвестиций и пр. Нужны не столько бюджетные меры, сколько качественные принципиальные реформы в законодательстве и практике, которые стимулировали бы предпринимателей, ослабляли монополизм госсектора, защищали реально права бизнеса и населения».