Войти в почту

Расчистка продолжается: минус два банка

Традиционно по пятницам эксперты и аналитики ждут очередных новостей от Центробанка. Регулятор не подвел и сообщил об отзыве лицензий у «ПартнерКапиталБанка» и Расчетно-кредитного банка. Также возможности работать лишилась страховая компания «Южуралжасо». Хотя ЦБ и уверяет, что основная работа по расчистке банковского рынка завершена, отзывать лицензии ЦБ в ближайшее время не перестанет.

Расчистка продолжается: почему ЦБ лишил лицензий два банка
© ТАСС

2 февраля Банк России сообщил о том, что возможности работать на банковском рынке лишилось еще два московских банка- «ПартнерКапиталБанка» и Расчетно-кредитного банка (РКБ). «ПартнерКапиталБанк» по величине активов на 1 января 2018 занимал 469-е место в банковской системе России, РКБ — 184-е место.

Как отмечается в сообщении регулятора, бизнес-модель «ПартнерКапиталБанка» была ориентирована на размещение средств в высокорискованные активы, из-за чего на балансе кредитной организации образовался значительный объем проблемной задолженности.

Также банк осуществлял «схемные» операции с целью уклонения от исполнения требований о формировании резервов на возможные потери, адекватных принимаемым рискам. Кроме того. банк не соблюдал требования в области противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма, а во второй половине 2017 года проводил сомнительные транзитные операции.

«ПартнерКапиталБанк» при увеличении активов на 32% за год благодаря росту выданных межбанковских кредитов до 32%, имел просрочку, выросшую за год, до 60% от портфеля, при том, что вклады физлиц увеличились на 18%, а капитал уменьшился на 10%», — говорит директор аналитического департамента «Golden Hills — КапиталЪ АМ» Михаил Крылов.

При этом отзыв лицензии у РКБ произошел из-за нарушений банком норм по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

«Деятельность ООО «РКБ» на протяжении 2016-2017 годов была в значительной степени ориентирована на проведение сомнительных транзитных операций, что свидетельствовало о наличии реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков», — пишет регулятор.

Оба банка являлись участниками системы страхования вкладов. Как обещает АСВ, выплаты вкладчикам и индивидуальным предпринимателям начнутся не позднее 16 февраля 2018 года.

«Возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере 100% суммы всех его счетов (вкладов) в банке, в том числе открытых для осуществления предпринимательской деятельности, но не более 1,4 млн рублей в совокупности. Сумма, не компенсированная страховкой, будет погашаться в ходе ликвидации банка в составе требований кредиторов первой очереди (для счетов ИП, открытых для осуществления предпринимательской деятельности, — в составе третьей очереди). По банковскому вкладу (счету) в иностранной валюте возмещение по вкладам рассчитывается в рублях по курсу Банка России на 2 февраля 2018 года», — говорится в пресс-релизе Агентства по страхованию вкладов (АСВ).

Кроме того, ЦБ лишил возможности работать на рынке страховой компании «Южуралжасо» (СК «Южуралжасо»), занимавшей 108-е место по объему собранной премии за 9 месяцев 2017 года среди российских страховых компаний (486,4 млн рублей). При этом отзыв лицензий у страховой компании «Южуралжасо» вызван тем, что компания не устранила выявленные нарушения страхового законодательства.

Как отмечают в ЦБ, страховщик не соблюдал требований по финансовой устойчивости и платежеспособности в формировании страховых резервов, порядке и условиях инвестирования собственных средств и средств резервов. Организация должна исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования, в том числе осуществить страховые выплаты по наступившим страховым случаям, отмечает регулятор.

С приходом на пост главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной у поднадзорных ЦБ началась очень трудная жизнь.

«Банк России в 2017 году был вынужден отозвать лицензии чуть более чем у 50 банков, что почти в два раза меньше, чем в 2016 и 2015 годах. Нам пришлось принять при этом три крупных решения. В этом году ЦБ развернул новый механизм санации через структуру ЦБ — Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС). Под такую санацию попали три крупных частных банка (имеется в виду санация «Открытие», Бинбанка и Промсвязьбанка — «Газета. Ru»)», — заявила в пятницу глава ЦБ, добавляя, что основная работа по оздоровлению банковской системы завершилась.

При этом в будущем легкой жизни у поднадзорных ЦБ не будет.

«Мы обычно не делаем прогнозы по поводу отзывов лицензий и санаций, потому что все зависит от того, как банки будут себя вести, насколько они будут готовы исправлять те проблемы, которые у них есть. Какое-то время политика оздоровления будет продолжаться, летом мы делали оценку: наверное, два-три года (скорее, два, чем три) мы еще будем вынуждены чуть чаще отзывать лицензии, чем это должно быть. После этого мы хотели бы перейти к ситуации, когда случаи отзыва и санации будут единичными, исключительными», — заявляла в конце прошлого года глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

При этом в самое ближайшее время ЦБ может увеличить штрафы для банков за проведение сомнительных операций. Так, в пятницу ампред Банка России Дмитрий Скобелкин заявил, что ЦБ в 2017 году накладывал более 10 раз крупные штрафы на банки за проведение сомнительных операций.

«Рассматривается вопрос об увеличении суммы штрафов, но должен быть баланс. Баланс ответственности и баланс загруженности банков. Сейчас мы планируем с Росфинмониторингом несколько усовершенствовать системы обязательного контроля с точки зрения упрощения объемов передачи информации, но мы повысим штрафы», — сказал Скобелкин.

Он подчеркнул, что штрафы могут вырасти в десятки раз.

Накануне Эльвира Набиуллина также анонсировала, что Центробанк намерен стимулировать банки кредитовать предприятия для развития бизнеса, а не для покупки или продажи компаний. Об этом глава Центробанка Эльвира Набиуллина на заседании президиума Госсовета.

По ее словам, «значительная часть» банков дает кредиты в основном на финансирование сделок слияния и поглощения, четыре банка выдали кредиты на 2,5 трлн руб. для покупки или продажи компаний.

«По сути дела, это означает большие риски, потому что предприятие должно обслуживать из своей прибыли не только проценты по ставкам, которые взяты на развитие производственной деятельности, но и обслуживать тот кредит, который берут собственники предприятия», — пояснила она.