В Совете Федерации назвали главный тормоз развития регионов России
Основной целью форума стало совершенствование системы прямых международных связей субъектов РФ, экспортно-ориентированных предприятий промышленности с зарубежными партнерами, а также поиски оптимальных путей устранения административных барьеров, препятствующих эффективной внешнеэкономической деятельности. Ключевыми мероприятиями стали пленарная сессия «Инвестиционный и экономический потенциал регионов России: векторы развития» и стратегическая сессия «Пути наращивания многостороннего сотрудничества в рамках интеграционных программ». «“Стерилизовать” можно бродячих собак, но не бюджет России» Открывая форум, член Совета Федерации Николай Рыжков отметил, что работа двух ключевых для регионов министерств происходит в разновекторном поле. Если Министерство финансов взаимодействует с субъектами достаточно эффективно, то Минэкономразвития свою работу практически провалило. Основная претензия сенатора заключалась в том, что из планов МЭР он не видит, каким образом будет увеличиваться число регионов-«доноров». Сейчас их 12 из общего количества российских субъектов, и эта цифра, по мнению Рыжкова, в ближайшие годы вряд ли будет увеличена. Хотя решение состоит в том, чтобы для отстающих регионов разработать и реализовать практически выполнимые программы развития. Сенатор подчеркнул, что экономика территорий остро нуждается в капиталовложениях и инвестициях, но Минэкономразвития реальных шагов в этом направлении не предпринимает. Наиболее резким критиком работы правительства стала депутат Госдумы, член комитета по бюджету и налогам Вера Ганзя. Она обрушилась на финансовую политику правительства России в отношении субъектов. Ганзя потребовала вернуть в региональные бюджеты ту часть налога на прибыль и акцизов, что ранее была перераспределена в пользу федерального бюджета. «Наша налоговая система не позволяет развиваться регионам, совокупный объем долгов регионов составил 2 трлн 212 млрд рублей. Необходимо оставить 50% налогов в регионе! Ранее правительство это обещало, но не сделало. Если выполнить это условие, тогда мы можем рассчитывать на то, что увеличится налогооблагаемая база и будет развитие», − уточнила парламентарий. Также она озвучила претензии к бюджету-2018. «Когда баррель нефти стоил 100 долларов и даже выше, появлялись дополнительные доходы, которые шли в резервный фонд. Но те времена прошли, сейчас бюджет спроектирован из расчета 40 долларов за баррель. Исходя из этих расчетов, формируются и расходы. Дополнительные доходы (а баррель сейчас стоит больше 60 долларов) опять пойдут в резервные фонды, рубли переводятся в доллары и отправляются на хранение в США, с которыми Россия, если верить официальным СМИ, конфликтует. В американские облигации уже вложено 109 миллиардов долларов из России, и, вероятно, правительство на этом останавливаться не собирается. Однако в проигрыше остается российская экономика – промышленность, строительство, сфера потребления, которые сейчас нуждаются в денежных средствах», − констатировала Вера Ганзя. Для стабилизации финансовой системы страны она предложила ввести прогрессивный налог на доходы физлиц и налог на вывоз капитала. «Это сможет ограничить бегство капитала из страны», − резюмировала свое выступление депутат. В свою очередь, Николай Рыжков обвинил Минфин в том, что тот живет по правилам, которые установил бывший глава ведомства Алексей Кудрин. «С подачи и под диктовку МВФ в тучные годы Минфин стал стерилизовать, по его мнению, избыточную денежную массу, которую Россия получала за экспорт углеводородов, в американские ценные бумаги. Причем под 1,8% годовых, а потом занимая на внешних рынках под 6-8% годовых. “Стерилизовать” можно бродячих собак, но не бюджет России. После мартовских выборов существующая финансовая схема будет кардинально пересмотрена, так как она не отвечает вызовам времени и потребностям развития экономики», − подчеркнул сенатор. Лучшие практики Представителям субъектов было чем поделиться с коллегами и с законодателями. Так, замгубернатора Калужской области Владимир Потемкин рассказал, что за последние годы в субъект было привлечено 11 млрд долларов иностранных инвестиций. За счет этого в регионе создан автомобильный кластер, фармакологический кластер, металлургические предприятия и компании IT-сектора. «Отдельным достижением мы считаем расположенный в области логистический интермодальный центр, который стал частью структуры китайского “Шёлкового пути”. В настоящее время между Калугой и Китаем на регулярной основе осуществляют грузовые перевозки 8 поездов, средняя продолжительность маршрута составляет 10 суток», − уточнил чиновник. Постоянный представитель Республики Крым при президенте РФ Георгий Мурадов рассказал о буме иностранных делегаций, которые в деловых и культурных целях практически наводнили полуостров. «В Крыму существует единственная в России Свободная экономическая зона. Ее резидентами уже стали более тысячи российских и иностранных компаний. Их привлекают колоссальные налоговые льготы и преференции. Федеральная целевая программа (ФЦП) “Развитие Крыма” предусматривает финансирование до 2020 года в размере 700 млрд рублей. Уже построен энергомост между Краснодарским краем и нашей республикой, и активно продолжается строительство Крымского моста. Данная ФЦП очень благоприятно сказывается на инвестиционной привлекательности полуострова для иностранных компаний. Например, на Ялтинский международный экономический форум в этом году мы ожидаем делегации из 60 стран. На прошлом форму их было 50», − так обрисовал экономическую картину Крыма Мурадов. Он добавил, что в части социального развития Крым выглядит не хуже. Приезжающие иностранцы наглядно видят, что никакого притеснения украинцев и крымских татар не существует, и всем народам полуострова гарантированы равные права и возможности во всех сферах экономики, общества и власти. Выступающие обсудили несырьевые источники развития экономики страны, эффективность применения ГЧП с привлечением иностранного капитала в различных секторах экономики, инвестиции в человеческий капитал и другие вопросы. В рамках конференции также прошли рабочие сессии «Организация деятельности иностранных предприятий на территории Российской Федерации», «Организация деятельности российских предприятий в иностранных государствах» и «Банковское обеспечение международного экономического сотрудничества». Большой интерес у участников вызвала выставка региональных инвестиционных проектов и инновационной продукции ряда предприятий: она наглядно продемонстрировала экономический, промышленный и инвестиционный потенциал регионов России.