Большой налоговик следит за тобой: бизнес выходит из тени
Налоговая окончательно превращается в «большого брата». Системы вроде ЕГАИС следят за розничной торговлей. Другая система — АСК НДС — следит за мошенничеством при возмещении налога из бюджета.
Анализ больших данных — информация из электронных деклараций стекается в единую базу. Обрабатывается 15 млрд операций в год. ФНС, можно сказать, празднует победу. Поступления в казну только за десять месяцев года увеличились больше, чем на 2 трлн рублей. А бизнес обеляется, потому что «серые» схемы становятся все опаснее.
Артем Кирьянов, председатель исполкома Российского союза налогоплательщиков
«Обеление тех отраслей, о которых раньше было даже страшно говорить. Например, с поставками компьютерной техники вещи, которые связаны с базами данных таможни, — сегодня эти базы данных открыты для ФНС. Вся цепочка абсолютно прослеживается, и сегодняшняя задача контроля всех процессов ФНС выполняется как минимум на четыре с плюсом».
Процесс, несомненно, положительный, но, как всегда, с побочными эффектами. Прекрасно, что, к примеру, уборщица будет получать по бумагам 20 тысяч, а не десять и остальное в конверте. Но повышаются страховые взносы. А значит, у тех, кто обеляются, растут цены на товары. Бизнес друг друга поймет, но поймет ли государство? Вполне может случиться, что такие честные компании из-за поднявшихся цен окажутся за бортом госзакупок. А выигрывать тендеры будут серые компании с низкими ценами. Опасениями делится член бюро Национальной ассоциации фасилити операторов и президент «КорпусГрупп» Олег Лобанов.
Олег Лобанов, член бюро Национальной ассоциации фасилити операторов и президент «КорпусГрупп»
«Государственная машина должна развернуться и для себя признать, и принять новую формулу расчетов. Ведь государственная система не с потолка берет и определяет стоимость расходов на тот или иной вид услуг. У них есть свои, грубо говоря, законы и инструкции, по которым они их считают. И их придется переделывать. У нас со стороны заказчика идет соревнование — кто дешевле теперь даст. И ему плевать, в какие, так сказать, агрессивные схемы оптимизации уходят подрядчики. Дешево и сердито».
Еще к вопросу эффективности. Если посмотреть на новости, например, о бизнесменах и НДС, то создается ощущение, что компании только и делают, что воруют у государства. Омский бизнесмен — 23 млн, самарский — 22, челябинский — 10.
Впрочем, не факт, что это образцовая работа налоговиков, ведь стараются и следователи. История кубанского предпринимателя Александра Радошевича, который недавно получил два года и восемь месяцев колонии. Обвинение считает, что он незаконно возместил налог при покупке стройматериалов и продаже зерна. Защитники утверждают, что он строил терминалы и экспортировал товар, значит, имел право на возврат налога. Причем, у ФНС к нему претензий не было, отмечает общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей, находящихся под стражей Александр Хуруджи.
Александр Хуруджи, общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей, находящихся под стражей
«Налоговая заставила поставить его эти объекты недвижимости, которые он построил на балансе, только после этого зачла НДС. То есть все было сделано, как рекомендовала налоговая. Тем не менее, через полтора года к нему возникли претензии, и за него прокурор просил за совершенно небольшую сумму, 3 млн что-то такое, шесть лет, вдумайтесь, лишения свободы».
Более-менее успешно пока прячутся физлица. Тех, кого в правительстве называют презрительным «тунеядцы». Это люди, не вступающие в отношения с государством: няни, строители, репетиторы, таксисты и так далее. Такие граждане, наверняка, скоро тоже почувствуют тяжелую длань. Они на виду: публикуют объявления в интернете. У них есть банковские карты, они переводят деньги и расплачиваются в магазинах. Сейчас власти предлагают самозанятым встать на учет добровольно и платить по минимуму, но добрым государство долго не бывает.