Смертельный поток: российский газ добьет Украину
«Северный поток-2» - это смерть для Украины, уверен польский премьер Матеуш Моравецкий. При этом, по его словам, пострадать могут и другие страны Европы. Аналитики обращают внимание, что проект невыгоден и самой Польше - с запуском альтернативного маршрута для российского газа она может потерять половину доходов от транзита. Польшу и Украину в борьбе с «потоком» поддерживают США.
Риторика противников очередного российского трубопроводного проекта по дну Балтийского моря приобретает все более мрачные тона. В понедельник премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что «Северный поток — 2» может стать смертельным для Украины.
«Мы считаем, что «Северный поток - 2» - крайне вредный проект, который угрожает безопасности Центральной Европы. Он может быть убийственным для Украины - нашего непосредственного соседа, так как в момент, когда Украина будет исключена из процесса транзита газа, ничто не помешает еще больше дестабилизировать ситуацию в этой стране», - приводит его слова ТАСС.
Ранее посол США на Украине Мари Йованович заявляла, что «Северный поток — 2» лишит Киев $2,7 млрд транзитных доходов в год, что равно примерно 3% ВВП. А глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев говорил, что Украина намерена получить около $3 млрд от транзита газа в текущем году.
>> "Это оружие Путина": Дания не пускает "Северный поток-2"
Матеуш Моравецкий уверен также, что от новой российской трубы могут пострадать и другие страны. «Это проект, который одновременно укрепляет связи Германии с Россией», - обращает внимание польский премьер.
«Это приводит к тому, что Польша вновь оказывается под угрозой диктата цены со стороны «Газпрома» и России», - сказал он, добавив, что считает строительство «Северного потока-2» вредной инициативой, угрожающей безопасности Центральной Европы.
При этом премьер напомнил о терминале сжиженного природного газа в польском порту Свиноуйсьце и обратил внимание на важность переговоров о строительстве газопровода Baltic Pipe, который должен пройти через Данию и соединить территорию Польши с Норвегией.
«Северный поток — 2» — предполагает строительство газопровода мощностью 55 млрд куб. м газа в год из России в Германию через Балтийское море. По своим характеристикам проект аналогичен уже введенному в строй в 2011 году первому «Северному потоку». По плану, новый газопровод должен быть построен к концу 2019 года. Запуск второй очереди северного маршрута и «Турецкого потока» (южного газотранспортного маршрута) позволит «Газпрому» свести к минимуму транзит газа через территорию Украины.
Руководство концерна неоднократно говорило, что не собирается продлевать в нынешнем объеме контракт с Украиной на транзит после 2019 года, когда закончит действовать прежнее соглашение.
Опасения Польши связаны с тем, что в случае строительства «Северного потока-2» могут снизиться объёмы транзита газа через саму Польшу, более того в качестве транзитной страны она начнёт конкурировать с Украиной, обращает внимание аналитик Энергетического центра бизнес-школы Сколково Александр Собко.
Сейчас по польскому направлению по газопроводу «Ямал-Европа» прокачивается 32 млрд кубометров в год, при запуске «второго потока» и южного маршрута эта цифра может уменьшиться вдвое.
Более того, Польша пользуется возможностями виртуального реверса, когда российский газ Польша может купить, к примеру, в Германии, но отобрать его уже на своей восточной границе. В случае снижения объёмов транзита, возможности для такой экономии исчезают, подчеркивает эксперт.
Угрозой для всей Европы ранее назвал «Северный поток-2» и президент Украины Петр Порошенко.
«Мы очень благодарны Польше за общую позицию относительно «Северного потока — 2»: это угроза не только для энергетической безопасности Украины или Польши, но и угроза для энергетической безопасности всей Европы», — сказал Порошенко на совместной пресс-конференции с польским президентом Анджеем Дудой 13 декабря.
«Северный поток — 2», по мнению украинского лидера, является абсолютно политическим проектом. Но сотрудничество Украины и Польши с западными партнерами смогут обеспечить энергетическую безопасность двух стран, уверен он.
Эту же позицию ранее высказывали представители США. По их мнению, новый газопровод усиливает доминирование России на газовом рынке, лишая тем самым Европу возможностей для диверсификации поставщиков в этом секторе, в том числе и американского СПГ.
«Долгосрочная политика США заключается в противостоянии этому проекту, поскольку он не отвечает интересам энергетической безопасности Европы», — подчеркнул, выступая в сенате, помощник госсекретаря США Уэсс Митчелл.
Впрочем, в самой Украине считают, что американские союзники могли быть решительнее в этом вопросе. Так, на прошлой неделе глава «Нафтогаза» Андрей Коболев призвал власти США рассмотреть более активные шаги для борьбы со строительством «Северного потока — 2».
В официальном сообщении на сайте компании подчеркивается, что Коболев встретился в Вашингтоне с представителями администрации президента Дональда Трампа и членами Конгресса.
«Коболев поблагодарил администрацию Трампа и Конгресса США за их бескомпромиссную позицию в отношении «Северного потока — 2» и призвал американскую сторону рассмотреть более активные шаги для противодействия российскому обходному газопроводу», — сказано в заявлении.
«Нафтогаз» в ноябре сообщал, что подписал контракт с американской компанией Yorktown Solutions, чтобы «надлежащим образом информировать заинтересованные стороны о рисках строительства газопровода «Северный поток — 2» для развития единого европейского газового рынка и о ходе реформирования газового рынка Украины».
Стоимость услуг Yorktown Solutions, которые будут включать, в частности, организацию заседаний конгресса и его комитетов, а также представителей исполнительной власти при администрации президента США и ведущих аналитических центров, до конца декабря 2017 года составят $37 тыс.
В октябре стало известно, что Nord Stream 2 (оператор проекта «Северный поток — 2», на 100% принадлежит «Газпрому») потратила на услуги американских лоббистов $880 тыс. Сопоставимые суммы «Газпром» тратит на продвижение своих интересов и в Евросоюзе, сообщали информагентства.