Войти в почту

Новейший ростовский аэропорт отберет пассажиров у Москвы

Впервые в новейшей истории в России построен крупный аэропорт в чистом поле – ростовский аэропорт Платов в четверг принял первые пассажирские самолеты. Создание нового авиаузла имеет значение далеко не только собственно для Ростова-на-Дону, но и для всего сообщения Юга России. И даже затронет пассажиропоток, который сегодня идет через Москву и Санкт-Петербург.

Новейший ростовский аэропорт отберет пассажиров у Москвы
© Марина Лысцева/ТАСС

Аэровокзал Ростова-на-Дону в четверг прекратил свою работу, все рейсы были переведены в абсолютно новый аэропорт Платов. Сегодня он начал принимать первые внутрироссийские и международные рейсы.

В современной России это первый крупный аэропорт, построенный в степи с нуля в рамках государственно-частного партнерства. Государство построило взлетно-посадочную полосу, а частный инвестор («Ренова») – терминал. Из федерального бюджета было выделено 17,9 млрд рублей, частный инвестор вложил 18,3 млрд рублей. Еще чуть менее 1 млрд рублей инвестировал областной бюджет.

До сих пор аэропорты в России в основном модернизировались. Нельзя сказать, что не появлялось новых объектов совсем, но это были небольшие аэропорты, построенные на частные средства. Например, на полуострове Ямал у берегов Обской губы появился региональный аэропорт Сабетта, который был необходим для газового проекта «Ямал-СПГ».

Аэропорт Платов же должен стать южными воротами России и значимым транзитным пунктом. Главными воздушными воротами России являются сегодня аэропорты московского авиаузла, северными – Пулково, и наконец появился сопоставимый аэропорт на юге.

Этой чести удостоился именно Ростов, а не Краснодар, который также не прочь был заполучить такой толчок для развития. В пользу Ростова сыграл тот факт, что именно этот город попал в список принимающей стороны чемпионата мира по футболу – 2018. Во-вторых, действующий аэропорт в Ростове так или иначе надо было закрывать, потому что он находился в черте города и не имел возможности для развития. До недавнего времени он не мог даже принимать широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты. «Даже тяжелые «Боинги 737-800», хотя это не самый большой самолет, на нем летает «Победа», смогли принимать в Ростове только после реконструкции взлетно-посадочной полосы, которая состоялась уже после принятия решения по строительству аэропорта Платов», – говорит руководитель аналитической службы отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Но Ростов – крупный город, которому просто необходим современный аэропорт. Футбольный чемпионат, по сути, лишь ускорил неизбежное.

Высказываются мнения, что Платову сильно не повезло с закрытием воздушного пространства над Украиной, о чем не было известно при принятии решения в 2013 году. Однако эксперты считают, что ростовский аэропорт изначально не рассчитывал, что ему удастся переманить к себе европейских авиаперевозчиков для транзитных полетов в Азию. Конкурировать здесь с Турцией и ОАЭ как крупными транзитными хабами крайне сложно.

«Негативного влияния из-за Украины я не вижу. Пожалуй, есть даже позитив для Ростова, хоть и с горькой окраской – полностью уничтоженный аэропорт в Донецке. Соответственно, жителям ДНР и ЛНР гораздо проще и разумней выбираться в Ростов и оттуда уже вылетать. Другого внятного варианта для них не существует», – говорит Олег Пантелеев.

«Сегодня значительное количество пассажиров выбирают в качестве стыковочного узла не Ростов или Краснодар, а Стамбул и турецкие авиакомпании. Ростовский аэропорт был бы рад изменить эту ситуацию и вернуть хотя бы часть транзитного трафика»,

– говорит эксперт. У «Турецких авиалиний» имеется большая маршрутная сеть, с пересадкой в Стамбуле можно попасть почти куда угодно. В ростовском аэропорту таких возможностей пока еще нет.

В этом году базовая авиакомпания Платова – «Азимут» – только запустила первые полеты и еще не успела встать на ноги. Но чем шире будет становиться маршрутная сеть этой авиакомпании, тем большую транзитную роль будет приобретать новый аэропорт Ростова.

Сама авиакомпания «Азимут» делает ставку на развитие прямых полетов из российских регионов, минуя загруженную Москву. И, по заявлениям самой компании, фактическая загрузка таких региональных рейсов оказалась даже немного выше ожиданий и немного лучше бизнес-плана.

«Для Платова как южного хаба России открывается импульс для развития именно транзита, минуя загруженную Москву», – согласен редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.

Например, аэропорт Пулково в этом году превысил показатели 2014 года после падения в 2015–2016 годах. «Питер выстрелил в этом году, перевез рекордные объемы пассажиров. Это не значит, что петербуржцы стали чаще летать. Это говорит о том, что Санкт-Петербург стал выполнять функции транзитного узла для россиян и иностранцев, появились удобные стыковки», – приводит пример Гусаров.

Ровно так же есть маршруты, которые намного удобней состыковать через Юг России, а не через Москву.

«С Урала, из Сибири россиянам удобней лететь летать в Турцию, Египет, Грецию, Болгарию, то есть в Средиземноморье и на западное побережье Черного моря, через Ростов. Это самый короткий маршрут на эти популярные туристические направления», – говорит Гусаров.

Таким образом, ростовский Платов будет конкурировать в первую очередь с Москвой и именно у столицы собирается забрать часть транзитных пассажиров. «Столица от этого не обеднеет, у нее есть другие направления для развития. Например, китайцы часто летают через Москву в Европу. В Шереметьево даже указатели на китайском появились», – отмечает Гусаров.

Европейцам тоже удобней летать в Юго-Восточную Азию через Москву, поэтому Ростов им не очень интересен, даже если бы украинское воздушное пространство было открыто.

В конце концов, Ростов вполне может нарастить пассажиропоток до проектного в 5 млн человек. Вопрос – когда это произойдет. Надо понимать, что аэропортовая инфраструктура создается с прицелом на десятилетия вперед. Только окупаемость нового аэропорта – 20 лет. В целом в этом году российские авиакомпании перевезли целых 100 млн пассажиров, вместе с иностранными перевозчиками – 160 млн. Это рекордные показали роста почти на 20%.

Единственная серьезная проблема, которую выявил этот масштабный инфраструктурный проект, – высокие процентные ставки по кредитам. «Хочешь построить новый терминал – готовь своих клиентов-авиаперевозчиков к существенному росту тарифов», – говорит Пантелеев. Сообщалось, что установленный до 2022 года тариф за взлет и посадку в Платове будет в 1,6 раза больше, чем в прежнем аэропорту Ростова-на-Дону, за авиационную безопасность – в 3,2 раза, за предоставление аэровокзального комплекса – в 4,7–5 раз, за обслуживание пассажиров – в два–три раза.

Генеральный директор УК «Аэропорты регионов» (входит в «Ренову») Евгений Чудновский пояснил, что тарифы, которые выше средних по отрасли, обусловлены тем, что аэропорт был построен «в чистом поле с большим объемом инвестиций».

«Было бы хорошо создать для инвесторов, входящих в такие проекты, наиболее комфортные условия, гарантирующие минимальную ставку. «Аэропорты регионов» предлагали установить НДС на услуги аэропортовых операторов, чтобы можно было возмещать НДС и сокращать издержки на 10%. Это не позволит, конечно, вводить новые терминалы без повышения тарифов, но шоковая составляющая была бы меньше», – говорит Олег Пантелеев.