В дотациях не найдено выравнивающего эффекта
В МВФ оценили межбюджетную политику РФ Трансферты регионам из федерального бюджета помогают сгладить экономическое неравенство между ними, но не приводят к повышению бюджетной устойчивости или росту производительности труда, полагают в Международном валютном фонде (МВФ). Его эксперты фиксируют: в РФ у регионов, которые несут большую часть нагрузки по обязательствам перед населением, автономии и фискальных полномочий меньше, чем это принято в других государствах с федеративным устройством. Централизованная модель бюджетной системы сложилась в России в последние 15 лет вместо «беспорядочной децентрализации» 1990-х годов, отмечают авторы доклада МВФ «Налогово-бюджетный федерализм и показатели регионов». В фонде указывают, что российские регионы частично или полностью несут нагрузку по финансированию таких важных сфер, как образование, здравоохранение и инфраструктура, но при этом в сравнении с другими странами с федеративным устройством обладают гораздо меньшей автономией и меньшими полномочиями в сфере налоговой политики. В докладе фиксируется: одним из главных механизмов проведения федеральной политики являются бюджетные трансферты центра и внебюджетных фондов — в 2016 году их объем составил 3,5% ВВП, или 65% всех нефтегазовых доходов. В некоторых регионах за счет федеральных денег финансируется большая часть расходов — почти 70% на Северном Кавказе и около 40% на Дальнем Востоке. В МВФ признают, что федеральные дотации помогают сгладить неравенство, возникающее из-за различия налоговых баз регионов. Это позволило субъектам с изначально более низким уровнем дохода на душу населения значительно нарастить человеческий и физический капитал за последние годы. В то же время в МВФ не нашли свидетельств тому, что дотации способствуют синхронизации межрегионального развития, повышению устойчивости бюджетной сферы и росту производительности труда в «спонсируемых» регионах. Вливания из федерального бюджета приводили к расширению сектора госуслуг, но не вызвали долгосрочного роста доли частного сектора в структуре региональной экономики, консервируя сложившийся разрыв между богатыми и бедными регионами и зависимость последних от федерального бюджета. В МВФ также отмечают, что значительные объемы дотаций снижают возможности для будущего сокращения бюджетных расходов на фоне постепенного снижения доходов от нефти — в сочетании с растущей нагрузкой на пенсионную систему из-за старения населения это может негативно отразиться на долгосрочной финансовой стабильности. Данные МВФ рекомендации трудно назвать оригинальными: сглаживать различия между регионами, развивать межрегиональные связи, расширять налоговую базу регионов, повышать ответственность региональных властей. Заметим, под любым из этих советов с радостью подпишется и российский Минфин. Одна из немногих конкретных рекомендаций — расширение применения налога на имущество физических лиц, на долю которого сейчас приходится только 0,4% доходов региональных бюджетов. Впрочем, и этот совет выглядит запоздавшим — власти РФ уже проводят политику растянутого на пять лет удвоения налога на принадлежащую гражданам недвижимость (поднимая его на 20% в год — более высокие темпы признаны социально небезопасными). В целом межбюджетная реформа, о необходимости которой говорит МВФ, в России идет уже несколько лет — меняя при этом свое направление. Сначала территории брали короткие и дорогие банковские займы для выполнения майских указов президента. С 2014 года центр, чтобы не допустить банкротства регионов, стал замещать эти долги почти бесплатными (0,1% годовых) бюджетными кредитами. Впрочем, и эти сверхльготные займы стали проблемой для многих регионов. Поэтому сейчас правительство запускает масштабную программу реструктуризации этих обязательств: регионы в 2018–2019 годах будут отдавать по 5% от суммы задолженности, в 2020 году — 10%, в 2021–2024 годах — по 20% ежегодно. Далее центр призывает губернаторов рассчитывать не на банки и федеральный бюджет, а на выпуск региональных облигаций. Согласно опубликованной в понедельник презентации Минфина о долговых проблемах регионов, ведомство рассчитывает, что по итогам 2017 года число субъектов, размещающих долговые бумаги, удвоится — с 22 до 40, а объем привлечения вырастет с 154 млрд до 352 млрд руб. Отметим, что на начало 2017 года на долю госбумаг приходилось лишь 19% долга субъектов, 42% — это бюджетные кредиты, 34% — банковские займы. Надежда Краснушкина, Вадим Вислогузов