Манипуляция не помогла сэкономить
ЦБ установил факт манипулирования ценными бумагами два года назад владельцем небольшого ООО. Собственник компании перепродавал бумаги с личного счета своей же компании по завышенной цене. В результате он получал прибыль, а компания оставалась в убытке. В ЦБ полагают, что это делалось с целью сокращения налогооблагаемой базы юрлица. На рынке признают, что несколько лет назад такие случаи имели массовый характер.
ЦБ установил, что собственник ООО «Альпари» (компания зарегистрирована в Калининграде и занимается производством электромонтажных работ, не имеет отношения к бренду форекс-рынка «Альпари Груп») Виктор Прохор неоднократно в течение 2015 года манипулировал акциями нескольких компаний, что привело к существенным отклонениям параметров торгов по ним. Об этом сообщается в пресс-релизе на сайте регулятора.
Схема была несложной. Виктор Прохор приобретал у ООО «Альпари» пакет акций, а затем перепродавал ему же весь пакет одной или несколькими сделками по завышенной цене. Причем заявки подавались с одного персонального компьютера, с совпадающими параметрами и минимальной разницей во времени. Фактически господин Прохор перепродавал ценные бумаги самому себе, причем он, как физлицо, всегда получал прибыль, а его собственная компания всегда оставалась в убытке.
Большинство акций, указанных в материалах ЦБ, были низколиквидными. Так, в указанный период (с августа по декабрь 2015 года) ежедневные объемы торгов акциями КБ «Авангард», «Волгоградэнергосбыт», «Владимирэнергосбыт», ПРФН редко превышали 100 тыс. руб.. При этом, согласно данным агентства Bloomberg, ежедневные колебания цен в указанный период были значительные — 20–30% по акциям ИСКЧ, «Волгоградэнергосбыт», «Владимирэнергосбыт» и до 50% по акциям КБ «Авангард» и ЕТС. Явно выбиваются из приведенного ЦБ списка обыкновенные акции «Ростелекома». Объемы торгов составляли ежедневно по несколько сотен миллионов рублей, а изменение котировок находилось в пределах 5%.
В Банке России полагают, что данная схема могла использоваться господином Прохором в целях оптимизации налоговой нагрузки компании. «Информация о действиях Прохора В. Г. и ООО “Альпари” направлена в Федеральную налоговую службу»,— говорится в сообщении ЦБ. По словам директора департамента противодействия недобросовестным практикам ЦБ Валерия Ляха, такая схема — новинка.
«Здесь мы действуем на упреждение, чтобы рынок не стал площадкой для ухода от налогов таким способом»,— отметил он.
В отношении господина Прохора лично и его компании ООО «Альпари» были направлены предписания о недопущении таких действий в дальнейшем, сообщил господин Лях. В ФНС сообщили, что регулярно получают из ЦБ запросы, связанные с ценными бумагами, в рамках информационного обмена.
Впрочем, считает партнер Lecap Дмитрий Крупышев, такая схема не получит большого распространения.
«Полагаю, что поводом для расследования ЦБ может стать очень существенный объем подобных операций. Так серьезно рисковать, понимая, что находишься на фильтрах ЦБ, можно разве что от безысходности»,— констатирует он.
По словам брокеров, подобные случаи носили массовый характер несколько лет назад. «Законодательство о манипулировании довольно молодое. Поэтому раньше такие операции встречались довольно часто»,— подтверждает гендиректор компании «Открытие Брокер» Юрий Минцев. По его словам, в подобных случаях физлица, получив убытки в результате каких-либо других операций на рынке, получали прибыль с юрлица. При этом возникала возможность не платить НДФЛ, поскольку физлицо формально оставалось в убытке, и одновременно снижалась налогооблагаемая база для собственного юрлица. «Иногда клиенты напрямую обращались с такими запросами. Разумеется, они получали отказ. Надо сказать, что за последние пять лет мы с таким поведением не сталкивались»,— рассказал господин Минцев.
В своем пресс-релизе ЦБ рекомендовал брокерам «учитывать вероятность совершения клиентами вышеуказанных операций при осуществлении комплаенс-процедур в рамках внутреннего контроля, а также информировать клиентов о недопустимости подобных операций». По словам господина Минцева, внутренний контроль должен отслеживать подобное поведение клиентов, однако это не всегда возможно. «Личный счет и счет юрлица могут находиться у разных брокеров. В этом случае мы бессильны что-либо предотвратить, сделки совершаются в анонимном режиме»,— пояснил он.