Отдых не по карману: чартеры взвинтили цены
В России растет стоимость чартерных перевозок. По словам участников туристического рынка, на некоторых направлениях цены подскочили на четверть. Эксперты связывают это с прекращением полетов компанией «ВИМ-Авиа», которая была одним из крупнейших чартерных перевозчиков, а также с подорожанием авиатоплива. Туркомпании предупреждают, что будут вынуждены в среднем на 10% поднять цены на путевки.
Уход с рынка авиакомпании «ВИМ-Авиа» спровоцирует рост стоимости чартерных перевозок и.ю как следствие, рост стоимости турпутевок. Гендиректор компании «НТК Интурист» Виктор Тополкараев на II Всероссийском конгрессе туроператоров в Сочи рассказал, что цены на перелеты уже сильно выросли.
«Если до ухода «ВИМ-Авиа» чартерные перевозки из Москвы в Сочи туда и обратно стоили 8,5-9,5 тыс. рублей, то по прошествии месяца предложения формируются на уровне 12 тыс. рублей», — сказал он.
Сейчас на российском рынке чартерных авиаперевозок образовался дефицит, который равен 20 самолетам компании «ВИМ-Авиа», говорят эксперты туристического рынка.
>> Россиянам устроли чартерный кошмар
Напомним, что авиакомпания «ВИМ-Авиа» заявила о прекращении выполнения чартерных рейсов 25 сентября. Причиной были названы финансовые проблемы и нехватка оборотных средств. Как ранее заявил министр транспорта Максим Соколов, компания постепенно катится к банкротству. Глава ведомства отметил, что лизингодатели практически полностью разобрали тот парк, который был в лизинге у авиакомпании.
По словам Тополкараева, авиакомпании спешат воспользоваться случаем, чтобы необоснованно взвинтить цены на перелеты по некоторым направлениям на 20-25%.
Особенно это касается внутренних перевозок. Так, если в Турцию перелеты выросли только на 5-6%, то в России — почти на четверть. «Я согласен, выросла цена керосина, но не настолько», — отметил эксперт.
По данным Росавиации на октябрь, с начала года цена на керосин выросла на 5,3%. По сравнению с сентябрем цена выросла на 1,8%.
Советник руководителя Ростуризма по транспорту и гендиректор компании «ВИП-Сервис» Дмитрий Горин считает, что в других регионах рост цен на чартерные перевозки мог быть и больше, чем на четверть.
При том, что в целом на фоне роста спроса по 2017 году наблюдается снижение цен на авиабилеты на 15%. Так, рынок Сочи перенасыщен перевозками, поэтому в среднем цена в этом году была все-таки ниже, чем в прошлом. Но, например, в соседней Анапе цены на рейсы превышали 20 тысяч рублей.
Рост стоимости на чартерный перелет, естественно, повысит стоимость всего туристического продукта, предупреждает заместитель генерального директора TUI Россия и СНГ Александр Сирченко.
По словам Горина, после того, как рынок лишился в 2015 году бортов «Трансаэро», число горящих путевок значительно сократилось.
Нынешняя ситуация может привести к тому, что цены на турпутевки могут вырасти на 10% уже в этом году.
«Цена может корректироваться на 8-10% уже в рамках турпакета», — отметил Горин.
В Ростуризме настаивают, что уход с рынка «ВИМ-Авиа» не спровоцирует рост цен на туристические продукты.
«Я не думаю, что турпакет особо подорожает — разве что в пределах инфляции. «ВИМ-Авиа» была не очень крупной авиакомпанией. Естественно, сейчас ее долю занимают другие игроки», — говорит Сафонов.
В январе-августе 2017 года «ВИМ-Авиа» перевезла 1 млн 834 тыс. пассажиров, заняв 10-е место среди российских авиакомпаний по пассажирским перевозкам.
Как правило, перелет составляет 60% стоимости турпакета.
«Рынок сегодня обширный с точки зрения предложения, и я надеюсь, что даже в условиях, когда некоторые авиакомпании повысили цены, турист найдет продукт, который его удовлетворит по цене», — говорит Сирченко.
Он напомнил, что отели южных курортов в начале 2016 и 2017 годов выставляли высокие цены, но в итоге были вынуждены их снизить из-за слабого спроса. Он надеется, что ситуация с перевозчиками решится аналогичным образом.
«Я всегда допускаю, что обоснованные факторы, как инфляция, конечно, постепенно повышают стоимость продукта. Если же кто-то хочет получить необоснованное обогащение, то это другой вопрос. Но я очень надеюсь на рыночные механизмы», — сказал Александр Сирченко.
Впрочем, цена путевки и так в среднем ежегодно увеличивается на 5-7%, что выше инфляции (по итогам 2017 года она прогнозируется менее 4%).
По словам Сирченко, выходом для туроператоров в такой ситуации может стать привлечение иностранных перевозчиков, а также лизинг и долгосрочная аренда бортов под свои нужды.
Смысл в своих перевозках видит и Горин. «Единственный вариант — развитие собственных чартерных рейсов туроператоров», — считает эксперт.