Россия сливает молоко
Потребление молока в России серьезно отстает от европейского уровня, говорит глава Минсельхоза Александр Ткачев. В этом году, по оценкам аналитиков, оно может снизиться еще на 2-3%, в первую очередь, из-за снижения платежеспособного спроса. Министр уверен, что рост потребления молока создаст дополнительные возможности для производителей, и через пять лет отрасль сможет обойтись без господдержки. Эксперты возражают – без государственной помощи молочники существовать не смогут.
Министр сельского хозяйства Александр Ткачев признал, что уровень потребления молока в России находится на низком уровне.
«Мы примерно с вами потребляем порядка 265 кг на душу населения в России, номер один — это финны, 384 кг, в Европе примерно 360-365 кг», — сказал министр на международном молочном форуме в среду.
По открытым данным, среднестатистический житель США потребляет порядка 269 кг молочных продуктов. Реальный уровень потребления молочной продукции в пересчете на молоко в Новой Зеландии, по данным IFCN, в 2015 году составил и вовсе 601 кг на душу населения.
По потреблению «молочки» Россия отстает не только от европейских государств, но и от многих стран СНГ. Так, например, в Азербайджане, по данным Росстата, среднедушевое потребление молочных продуктов (в пересчете на молоко) в 2015 году составляло 272 кг, в Армении — 258 кг, в Белоруссии — 254 кг.
Согласно изданным в 2016 году рекомендациям Минздрава РФ, норма потребления молокопродуктов в России составляет 325 кг на человека в год, включая молоко, кефир, йогурт, сливочное масло и сыр.
На протяжении нескольких предыдущих лет потребление молока и молочных продуктов в России неуклонно снижалось. В 2012 году оно составляло 249 кг на человека, в 2013 году — 248 кг, в 2014 году оно упало уже до 244 кг, а в 2015 году — до 239 кг.
>> Россиянам не хватаетна молоко
По оценкам аналитического центра MilkNews и Национального союза производителей молока («Союзмолоко»), в 2016 году снижение потребления молочной продукции продолжилось: по предварительным данным, оно достигло 233,1 кг на человека в год, что составляет всего 71,7% от нормы. Эти оценки существенно расходятся с теми, что привел Александр Ткачев.
Потребление молока в России снижается в первую очередь на фоне снижения доходов населения, пояснили «Газете.Ru» в «Союзмолоко».
«В этом году мы ожидаем снижения потребления молока еще на 2-3%, причем падает спрос в основном на молокоемкие дорогие продукты – масло и сыр», - подчеркнули в объединении.
Но, по мнению главы Минсельхоза, через 5-7 лет Россия может догнать Европу по уровню потребления молока, что открывает «огромные перспективы» перед производителями.
«Если мы выйдем на уровень потребления Европы, а мы по многим продуктам уже вышли, то мы должны еще произвести 10 млн тонн молока», - сказал он. В настоящее время, по словам министра, Россия ежегодно производит 30 млн тонн молока, еще порядка 7 млн тонн завозится из-за рубежа.
После введения продэмбарго, вместо европейских поставщиков молоко в Россию стали завозить Иран, Азербайджан, страны Южной Америки, основная часть импорта приходится на Белоруссию.
«Картина поставщиков поменялась, но все равно пятая часть молока на нашем рынке - это молоко, которое не производится на территории России», - посетовал министр.
Импорт молока в Россию продолжается по причине дефицита качественного сырого молока для отечественных переработчиков, отмечает руководитель проектов практики АПК АО «НЭО Центр» Екатерина Михалева.
Так, по итогам 2016 года крупнейшим поставщиком сырого молока в Россию стала Беларусь, официальный импорт только сырого молока из которой составил 218 тыс. тонн или $142 млн. На долю этой страны в общем объеме импорта сливочного масла в РФ пришлось 82%, сыра — 87%, сухого молока и сухой сыворотки — 85%, цельномолочной продукции — 99%.
Ткачев уверен, что Россия в состоянии не только выйти на самообеспечение молоком, но и поставлять его на экспорт. «Мы молоко будем экспортировать 100%, 1000% в страны Персидского залива, Китай и т.д.», - сказал он.
Кроме того, уверен министр, через 5 лет российские сыровары выйдут на объемы производства сыров, которые позволят полностью обеспечить внутренние потребности.
«Я вас уверяю - 3-5 лет, я сам видел, щупал руками - сейчас идет строительство в стране трех сырных заводов, мощностью 50-60-70 тонн в сутки, через пять лет мы вообще эту проблему забудем»,
- сказал Ткачев (цитата по РИА «Новости»).
С 2013 года после введения продуктового эмбарго объем производства сыров рост на 35%. Но на сегодняшний день потенциал этого роста уже исчерпан и даже сейчас, в условиях сниженного спроса. Объем импорта сыров в России составляет 30%, а как только российская экономика начнет восстанавливаться, спрос на сыр начнет расти, отмечает генеральный директор «Petrova Five Consulting» Марина Петрова.
Для того, чтобы выйти на уровень самообеспечения по сыру, России необходимо наращивать объемы сыропригодного молока – не менее, чем на 50%, а общая потребность России в товарном молоке составляет 50 млн тонн при текущем объеме производства в 17,2 млн тонн, подсчитала эксперт.
Приобретение скота, строительство ферм и закупка современного оборудования требуют существенных затрат. Кроме того, важнейшим параметром является кормовая база, в России часть земель не возделывалась, что также требует времени для того, чтобы получать плановые показатели по кормовым культурам.
Чтобы закрыть потребность в сыром молоке для вытеснения всего объема текущего импорта по сырам (217 тыс. тонн в 2016 г.) необходимо надоить более 2,2 млн тонн молока. При этом совокупные дефицит по сырому молоку составляет 4,4 млн тонн.
Чтобы наладить производство таких объемов сырого молока, необходимо нарастить дойное поголовье как минимум на 550 тыс. голов, а если речь идет о высокопродуктивных породах, поставки которых сейчас идут из-за рубежа, то инвестиции в закупку поголовья превысят $1,4 млрд, рассуждает Михалева.
Общий объем необходимых инвестиций, в том числе на создание инфраструктуры, ферм, доильного оборудования и т. п., может составлять от 220 до 500 млрд рублей.
Такой объем капвложений и темп наращивания как поголовья и надоев молока, невозможно наладить за короткие сроки, требуется как время, так и вложение средств инвесторов в отрасли в купе с государственной поддержкой, считает Михалева.
В 2017 году на субсидирование производства молока в РФ из федерального бюджета направлено 8 млрд рублей, на компенсацию капитальных затрат - 13 млрд рублей. В 2018 году государство, по словам Ткачева, продолжит оказывать поддержку отрасли.
«Все проекты - хочу заявить это от имени правительства - все проекты молочные будут и кредитоваться по льготной ставке, и все получат льготы по капексам, то есть возмещение капитальных затрат при строительстве», - заверил он.
В настоящее время размер компенсации капитальных затрат составляет от 20% до 30%, а в среднем рентабельность производства молока не ниже 10%, добавил министр.
Однако, по словам Александра Ткачева, уже через пять лет господдержка отрасли может быть остановлена, поэтому бизнесу стоит активнее заниматься молочным животноводством, пока господдержка еще действует.
Эксперты этот оптимизм не разделяют. Ни одна страна мира не может развивать молочную отрасль без значительной поддержки со стороны государства, подчеркивает Петрова, причем это не только прямые субсидии, но и льготные кредиты, освобождение от налогов и пошлин и другие меры.
Например, во Франции объем господдержки отрасли в 2000-х годах доходил до 1,8 млрд евро в год, а Беларусь с 2010 по 2015 год потратила только на субсидии своим сельхозпроизводителям более 2 млрд евро.
Также она субсидировала процентные ставки по кредитам вплоть до полного их покрытия; ввела налоговые льготы и освободила от ввозных пошлин и НДС товары, вкладываемые в капитал молочных предприятий.
Опыт других показывает, что для перехода страны из импортера молочных продуктов в экспортера требуется 10-15 лет.
Российской молочной отрасли для развития необходимо активно поддерживать производителей молока-сырья, недостаток которого наблюдается уже много лет. Производство молока в России последние годы практически не растет: в 2016 году оно находилось практически на уровне 2012 года и составляло чуть более 30,7 млн тонн.