Дискуссия между Орешкиным и Набиуллиной перешла в публичную плоскость. Связана она с законом о валютном контроле. Что могло стать причиной спора?
ЦБ слишком консервативен, заявил министр экономики. Он еще, когда был в Минфине, работал над тем, чтобы смягчить валютный контроль. И сейчас правительство хочет решить серьезную проблему, потому что валютный контроль сдерживает внешнюю торговлю, но ЦБ нам мешает, довольно резко резюмировал Максим Орешкин.
В Банке России ответили незамедлительно, что было несложно — на том же мероприятии присутствовала первый зампред Ксения Юдаева. ЦБ согласен рассмотреть предложения о либерализации, но для этого регулятору нужны инструменты, чтобы контролировать отмывание. А еще у ЦБ есть обязательства перед международной группой по борьбе с отмыванием средств. Валютный контроль действительно считается препятствием для экспортеров. Насколько это серьезная проблема? Мнение советника по макроэкономике гендиректора компании «Открытие брокер» Сергея Хестанова:
Сергей Хестанов, советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие-брокер»:
«Сетования относительно валютного контроля несколько преувеличены. Действительно, последние годы жесткость контроля ЦБ сильно возросла, но в основном это касается не только и не столько валютного контроля, сколько общего ужесточения контроля над операциями. Валютные операции проводятся большей частью российских предпринимательских субъектов очень редко, поэтому массовой проблемы точно не представляют».
С чем еще может быть связана полемика между Орешкиным и ЦБ? Есть и политологическая версия. Вспомним, как в конце лета Bloomberg со ссылкой на источники назвал Орешкина фаворитом президента, а одним из аргументов стала история, когда молодой министр резко и публично раскритиковал Росстат, и вскоре статистическое агентство перешло под крыло Минэкономики. Более того, издание привело мнение, что Максим Станиславович может стать новым премьер-министром. А недавно все тот же Bloomberg снова занялся политическими предсказаниями, и на этот раз источники поведали журналистам, что один из кандидатов на пост премьера — председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. О причинах спора между Минэк и ЦБ рассуждает политолог Аббас Галлямов.
Аббас Галлямов, политтехнолог:
«Главная причина, по которой противостояние будет обостряться, в том числе и публично, связано с необходимостью на кого-то возложить ответственность за ухудшающуюся экономику. В общем-то, никаких предпосылок для того, чтобы она начала улучшаться, нет. Конечно, на систему будет усиливаться давление в том смысле, что кто виноват. Набиуллина и Орешкин — прямые претенденты на то, чтобы быть назначенными крайними. Не уверен, хотят ли они стать премьером сейчас, в ситуации, когда надо проводить непопулярные реформы».
Интересно, что через короткое время после дискуссии с ЦБ, Максим Орешкин встретился с Владимиром Путиным. Правда, из той части, что попала в СМИ, о валютном контроле министр и президент не говорили — больше о ВВП и кадровой политике. Но есть и еще один момент. Дело в том, что послабление валютного контроля так, как видит его правительство, — это возможная отмена репатриации в Россию рублевой выручки экспортеров. Чтобы резиденты могли размещать выручку в зарубежных банках и тратить ее по своему усмотрению, объясняли недавно в Минфине. А за это ратует не только кабмин, но и российские государственные корпорации и банки, и в этом свете полемика приобретает новые лоббистские черты.