В Госдуме примерились к контролю и надзору
В Госдуме вчера прошли «нулевые» чтения законопроекта «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора)», который правительство пообещало внести на рассмотрение законодателей уже до середины ноября. Несмотря на признание необходимости реформы, многие участники отметили расплывчатость формулировок законопроекта, представители бизнеса высказались за повышение ответственности контролеров за необоснованные проверки.
Готовившийся два года законопроект на парламентских слушаниях представляли его главный идеолог — министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов и формально главный автор — глава Минэкономики Максим Орешкин (подробнее о содержание законопроекта в “Ъ” от 19 октября). По словам господина Абызова, то, что документ не удовлетворяет ни одну из сторон — надзорные органы считают его слишком либеральным, бизнес — излишне жестким,— можно считать показателем успеха. «Значит, найден правильный баланс»,— сказал он. Максим Орешкин подчеркнул, что документ должен заложить принципиально иную систему мотивации надзорных органов и стать основанием для перехода от «палочной системы» к снижению ущерба «охраняемым законом ценностям».
Что именно будет подразумеваться под ценностями, пока не вполне ясно. Вчера в ходе обсуждения звучали мнения, что формулировки закона слишком абстрактные. С точки зрения председателя комитета Госдумы по экономполитике Сергея Жигарева, отсутствие четких определений таких понятий, как «общественно-значимый результат», «обязательные требования» и «принципы контрольно-надзорной деятельности» (КНД), затруднят правоприменение. Сотрудникам надзора нужно буквальное указание, полагает он.
Представители бизнеса подчеркивали, что проект не вводит достаточной ответственности надзорных ведомств за превышение полномочий. По словам Александра Калинина из «Опоры России», на фоне многомилионных штрафов для бизнеса штраф за безосновательную проверку для контролеров составляет только 3 тыс. руб. «Если не будет изменений, мы никогда не заставим чиновников работать добросовестно»,— поддержал его Александр Варварин из РСПП. Также не все увидели в проекте обещанный перенос всех гарантий из действующего закона о защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (он утратит силу с принятием нового закона о КНД).
По словам проректора Высшей школы экономики Андрея Жулина, за время подготовки законопроекта из него исчезли такие виды контроля, как налоговый, таможенный и валютный, несмотря на то, что в этих сферах уже внедряется риск-ориентированный подход. Подобный ведомственный лоббизм существенно ограничивает потенциал документа, полагает господин Жулин. С ним согласен и зампред думского комитета по федеративному устройству Игорь Сапко. «Непонятно, почему перечень такой узкий»,— заявил он. Кроме того, по словам господина Сапко, в законопроекте недостаточно разграничены сферы государственного и муниципального контроля и полномочия федеральных и местных надзорных органов.
Участники обсуждения отмечали, что принятие закона потребует внесения изменений в действующую редакцию КоАП, в частности, в том, что касается замены штрафа предупреждением. По словам Михаила Абызова, сейчас Счетная палата и прокуратура нередко рассматривают мягкие меры надзорной деятельности как нарушение и причинение ущерба бюджету.
Как отметил Максим Орешкин, содержащейся в проекте нормы о введении чек-листов недостаточно для сокращения избыточных требований, накопленных за десятилетия. Поэтому ко второму чтению может появиться норма о запрете на проверку требований, принятых до 2010 года — то есть до введения процедуры оценки регулирующего воздействия, аналогичная мера уже действует для актов советского периода. Еще одной инициативой правительства может стать распространение риск-ориентированного подхода и на внеплановые проверки на основе жалоб, рассказал Михаил Абызов.