«Ура, нам не повысят налоги!» — в Думу внесен проект бюджета на три года
Внесенный недавно в Госдуму проект федерального бюджета на 2018-2020 год на первый взгляд не содержит никаких сенсаций. Действительно, бюджет на будущую трехлетку представляется логичным продолжением текущего, и все основные параметры бюджета 2018-2020 закономерно вытекают из принципов бюджетной политики, определенных годом ранее, — объем доходов бюджета рассчитывается исходя из консервативного макроэкономического прогноза, а объем расходов определяется бюджетным правилом. Тем не менее, в проекте закона есть на что стоит обратить внимание. Ура, нам не повысят налоги! Первое, что хочется сделать, глядя на пояснительные документы к проекту, это воскликнуть: «Ура, нам не повысят НДС!». Нынешняя редакция закона не предполагает повышение НДС — самого важного для всех потребителей налога. Мера, которую хотели реализовать после 2019 года в рамках налогового маневра «повышение НДС/снижение социальных взносов», пока в бюджете не фигурирует. Конечно, немного дегтя в этот мед добавляет дополнительное повышение ставок акцизов на нефтепродукты, которое неминуемо отразится на цене бензина и по цепочке на ценах всех остальных товаров. Но эта ложка дегтя в данном случае лишь немного отравляет радость от «не повышения» НДС и «не отмены» его льготной ставки. Понятно, что ликовать пока преждевременно - после выборов все может еще десять раз поменяться - однако текущая версия закона о бюджете на 2018-2020 год оставляет некоторый повод для оптимизма. Неужели все-таки режем оборону? Несмотря на то, что в законопроекте расходы федерального бюджета являются «замороженными» в номинальном выражении, в процентах ВВП можно заметить существенное снижение доли расходов на оборону – с нынешних 3,1% ВВП до 2,5% к 2020 году. Учитывая, с каким скрипом каждый раз проходит обсуждение возможности снижения расходов по этой статье, заложенные Минфином в проект бюджета параметры выглядят очень неплохо. Стабильность – признак мастерства? Однако, несмотря на снижение расходов на оборону в процентах ВВП, общая структура расходов федерального бюджета остается практически неизменной. В частности, мы не видим никакого всплеска расходов на национальную экономику или комплекса мер по стимулированию экономического роста. Даже к концу трехлетки на национальную экономику планируется тратить уже традиционные 12 процентов всего объема расходов федерального бюджета. Аналогичная ситуация и с другими направлениями. Статьи «здравоохранение» и «образование» - также займут по 11-12% расходов каждая. «Социальная политика» останется лидировать в структуре расходов с весом в 35%. А еще порядка 30% продолжат «съедать» статьи «оборона» и «национальная безопасность». Почему Минфин настолько стабилен в своих предложениях? Возможно, министерство финансов перестраховывается, считая, что даже к 2020 году бюджетные ресурсы будут пребывать в плачевном состоянии, и потому не хочет давать необдуманных обещаний. Или считает, что эффективность бюджетных расходов на «национальную экономику» настолько низка, что не хочет тратить средства впустую. А, может быть, наоборот, думает, что экономика может выйти на новую траекторию роста самостоятельно и без государственных инвестиций. Или главным инструментом поддержки роста видит налоговые новации для нефтегазового сектора. Трудно сказать. Не исключено, что Минфин, как и все мы, пока просто не в курсе стратегических приоритетов и потому не заглядывает слишком далеко вперед.