Войти в почту

Банки ждут от операторов данные об изменении номеров

Мобильные операторы смогут без согласия абонентов обмениваться с банками информацией о замене сим-карт, номеров телефонов при сохранении сим-карты и расторжении договора, следует из письма Минкомсвязи, опубликованного на сайте Национальной платежной ассоциации (НПА). Операторы связи отмечают, что такой обмен информацией направлен как раз на борьбу с мошенничеством и хищением средств у добросовестных клиентов. При этом они также рассчитывают на возможность запрашивать у банков данные о клиентах.

Банки получат от операторов данные без согласия абонентов
© Ярослав Чингаев / Коммерсантъ

Запрос от имени НПА с просьбой дать разъяснения о возможности операторам связи передавать кредитным организациям информацию о статусе обслуживания абонента без его согласия был направлен Минкомсвязи в конце июля 2017 года. Речь идет об информации по смене абонентом номера, расторжении договора с оператором, смене владельца номера, уведомлении о факте изменения сим-карты. В ответе Минкомсвязи указано, что в соответствии с требованиями закона «О связи» эта информация не относится к сведениям об абонентах за исключением случаев, связанных с заменой стороны по договору.

В письме также отмечается, что на данный момент законом «О связи» не предусмотрены какие-либо процедуры, которые «затрудняют или делают невозможным получить согласие абонента на предоставление сведения о нем третьим лицам».

Законопроект, предлагающий обязать операторов связи предоставлять банкам информацию о владельцах сим-карт, разработал Центральный банк России. Он предполагает создание единой информационной системы для автоматизированной проверки информации о владельцах телефонных номеров. Такой обмен информацией должен помочь финансовым организациям защитить клиентов, в случае если злоумышленник добыл копию сим-карты по поддельной доверенности. В письме Минкомсвязи отмечается, что для обмена информацией о замене сим-карт, номеров телефонов при сохранении сим-карты и расторжении договора «нет необходимости вносить изменения в законодательство РФ».

«Обмен информацией направлен как раз на борьбу с мошенничеством и хищением средств у добросовестных клиентов»,— подтвердила представитель «МегаФона» Юлия Дорохина, добавив, что оператор приветствует разъяснение Минкомсвязи, но полагает, что для устранения правовых неопределенностей в том, что касается получения согласия клиентов на обработку данных потребуется точечное изменение законодательства о связи. «Обмен данными через единую систему возможен, если стоимость услуг по предоставлению информации будет определяться на основании договора и если будет налажен двусторонний обмен между банками и операторами, то есть операторы будут также вправе запрашивать информацию у банков о клиентах»,— заметила госпожа Дорохина. Представители «Билайн», МТС и Tele2 отказались от комментариев.