JTI приготовилась парить
Как стало известно “Ъ”, один из крупнейших в мире табачных производителей — JTI (марки Winston, Sobranie) — в сентябре запустит в России продажи многоразовых электронных сигарет Logic Pro. Компания станет вторым транснациональным производителем, кто выведет на российский рынок альтернативные средства доставки никотина: в 2015 году Philip Morris International (PMI) начала продавать здесь свою систему нагревания табака iQOS. Между тем, по данным экспертов, рынок электронных устройств для курения в России в этом году перестал расти.
О старте продаж в России электронных сигарет Logic Pro, выпускаемых компанией JTI, “Ъ” рассказал директор по продажам розничной сети «Бристоль» Лев Григорьев. По его словам, устройства будут доступны в магазинах уже до конца сентября. «Мы совместно с JTI выбрали в разных регионах нашего присутствия 550 магазинов, которые имеют наилучшие показатели с точки зрения продажи продуктов для вейпинга»,— заявил господин Григорьев. В JTI подтвердили предстоящий запуск Logic Pro, отметив, что в России будет представлено второе поколение продукта, которого пока нет на других рынках. В тестовый период, который продлится до конца года, основными регионами сбыта Logic Pro станут Москва и Санкт-Петербург (за исключением магазинов «Бристоль»), с 2018 года планируется начать федеральные продажи.
JTI стала собственником Logic Pro в 2015 году, приобретя американскую компанию Logic — крупнейшего производителя электронных сигарет в США. Сегодня Logic Pro продается в девяти странах (США, Франция, Австрия, Германия, Ирландия, Италия, Южная Корея, Великобритания и Греция), а также через каналы duty free. По данным JTI, в Ирландии и Франции Logic Pro — лидер продаж в сегменте электронных сигарет с картриджами. Во Франции цена устройства Logic Pro сейчас составляет €24,9, набор из трех картриджей к нему — €5,5.
Лев Григорьев говорит, что предварительная цена электронной сигареты Logic Pro в магазинах «Бристоль» установлена в размере 1,2 тыс. руб. Упаковка из трех картриджей к нему будут стоить примерно 300 руб. По словам топ-менеджера, в среднем одного картриджа должно хватить на один-два дня использования — 300–500 затяжек. При этом, как отмечает господин Григорьев, средняя цена одноразовых электронных сигарет в «Бристоле» сегодня составляет 250 руб. «Исходя из этого, покупка Logic Pro может быть выгоднее из расчета стоимости одной затяжки»,— считает он.
В JTI подчеркивают, что компания станет первой из крупнейших международных производителей, кто начинает продажи электронных сигарет в России. Однако первой из большой четверки табачных производителей, кто предложил российским курильщикам альтернативу обычной сигарете в виде электронного средства доставки никотина, была PMI. В декабре 2015 года она начала продавать в России систему нагревания табака iQOS (состоит из аккумулятора и прибора, в который помещаются табачные стики). Сейчас минимальная стоимость такого устройства на сайте iQOS составляет 3,4 тыс. руб., пачка из 20 стиков стоит 150 руб.
По оценке предправления ассоциации «Профессиональный альянс участников русского рынка электронных никотиновых систем» Максима Королева, в России сегодня около 1,2 млн потребителей разных электронных устройств для курения, притом что какая-то часть из них продолжает параллельно курить обычные сигареты. Это около 4% от всех российских курильщиков. Среди тех, кто покупает альтернативные устройства доставки никотина, 95% — пользователи электронных сигарет, только 5% — потребители нагревательных систем типа iQOS.
Если в последние несколько лет рынок электронных устройств для курения в России увеличивался, то в этом году роста не было, а возможно, продажи даже показали отрицательную динамику, отмечает господин Королев. «Это связано с антивейпинговой пропагандой, а также с тем, что с начала этого года стал действовать акциз на электронные сигареты, из-за чего с рынка ушли отдельные поставщики»,— объясняет эксперт. Согласно Налоговому кодексу, на электронные системы доставки никотина сейчас действует ставка акциза 40 руб. за штуку, на жидкости для них — 10 руб. за 1 мл, на нагревательный табак установлен акциз 4,8 тыс. руб. за 1 кг. «В такой ситуации вывод продукта JTI может положительно сказаться на динамике этого рынка, учитывая возможности компании по обеспечению стабильности поставок и цены на продукт»,— полагает Максим Королев.